Устоят ли турбовинтовые под натиском джетов?

Устоят ли турбовинтовые под натиском джетов?

Европейская компания EADS Socata успешно завершила процесс сертификации новой модели ТВМ850, которая по своим характеристикам практически не уступает сверхлегким реактивным самолетам (VLJ). Полностью герметизированный ТВМ850 — это высотный скоростной однодвигательный турбовинтовой самолет, рассчитанный на шесть человек, включая экипаж.

ТВМ850 — модернизированный вариант ТВМ700, оборудованный двигателем Pratt&Whitney; Canada PT6A-66D. Самолет был запущен в производство после того, как с 1990 г. было построено 320 машин ТВМ700. Первый полет ТВМ850 был выполнен в феврале 2005 г. Европейский сертификат получен в ноябре, и подтвержден США в январе 2006 г. Поставка первого серийного ВС состоялась в конце января. Было заказано 36 судов, 14 из которых поставлены заказчикам в начале июня.

Socata планирует производить в год около 42 самолетов. Заказы распределяются следующим образом: 70% — США, 20% — Европа, 10% — остальные страны (в основном Австралия). Чаще всего ТВМ850 приобретается в частную, корпоративную или долевую собственность. Socata не рассчитывает на европейский рынок аэротакси до тех пор, пока Европейское агентство по авиационной безопасности не решит, наконец, затянувшийся спор о возможности использования однодвигательных турбовинтовых ВС для выполнения коммерческих/пассажирских перевозок.

Летно-технические характеристики

Габаритные размеры ТВМ850 совпадают с ТВМ700. Конструкция ВС большей частью выполнена из алюминия. Передняя кромка крыльев, стабилизатор и хвостовое оперение защищены с помощью пневматического протектора механического противообледенителя. Кроме того, лопасти воздушного винта, воздухозаборник двигателя и лобовое стекло снабжены системой электрообогрева. Мощность модернизированного двигателя 66D достигает 850 л.с. (635 кВт). ТВМ850, как и ТВМ700, оснащен четырехлопастным флюгируемым воздушным винтом Hartzell. Двигатель оборудован усовершенствованной системой отбора воздуха, использующей компрессор низкого давления. Стандартный компрессор высокого давления подключается только при выполнении высотных полетов на дальнее расстояние в крейсерском режиме. Таким образом, 66D удается развивать более высокую мощность на протяжении практически всего полета. За счет этого скорость полета и набора высоты ТВМ850 сравнима со скоростью реактивного воздушного судна. Максимальная крейсерская скорость ТВМ850 составляет 320 узлов (590 км/ч) на высоте полета 31 000 футов. Чтобы подняться на высоту в 26 000 футов ему потребуется 15 мин., 31 000 футов — 20 мин. Для сравнения отметим, что сверхлегкий реактивный самолет может выполнять полет в крейсерском режиме со скоростью 340 узлов только на высоте 41 000 футов.

Читайте также:  Austrian Airlines показала, как видит себя в 2025 году

ТВМ850 может осуществлять взлет и посадку на аэродроме с превышением над уровнем моря до 8000 футов. Максимальная скорость бокового ветра при взлете и посадке составляет 20 узлов, а попутного — 10 узлом. Для взлета и посадки ТВМ850 подходят бетонные, травяные или частично подготовленные ВПП. В штиль взлетная дистанция не превышает 866 м, а посадочная — 741 м при максимальной массе.

Собственная масса ТВМ850- 2139 кг, максимальная взлетная масса — 3354 кг, максимальная посадочная масса — 3186 кг. Общая вместимость двух топливных баков составляет 1066 л (860 кг). Используется топливо Jet A1. Балансировка осуществляется автоматически. Максимальная полезная нагрузка — 605 кг или при полной заправке топливом — 385 кг. Максимально допустимый вес багажа составляет 135 кг. Из них 120 кг можно провозить в герметизированной кабине, а 15 кг — в заднем негерметизированном отсеке.

Дисковые тормоза основного шасси оснащены гидравлическим приводом и управляются с помощью ножных тормозов, установленных в кабине пилота, а носовое колесо — с помощью педалей управления рулем направления. Электрооборудование работает под напряжением 24 В постоянного тока. Для обеспечения электроэнергией и охлаждения ВС без запуска двигателя можно использовать аэродромный пусковой агрегат.

На ТВМ850 — двойное управление. Его можно использовать без применения гидроусилителей: управление рулем направления и элеронами осуществляется тросом, а рулями высоты — тягой управления. Для элеронов и руля направления предусмотрена электрическая балансировка, а для руля высоты — электрическая и ручная. Закрылки могут занимать три различных положения (0% — полетное, 10% — взлетное, 35% — посадочное). Они снабжены электроприводом и системой защиты от рассогласования. За счет закрылок скорость захода на посадку составляет 80-85 узлов. Пределы перегрузки с выпущенными закрылками: от +3,8 g до -1,5 g. Установлено современное бортовое радиоэлектронное оборудование, которое обеспечивает минимум вертикального эшелонирования (RVSM) и совместимость с основной системой зональной аэронавигации (R-NAV).

Читайте также:  Vistara арендовала 15 Airbus A320neo у ALC


Некоторые сравнения

С помощью сектора газа пилот может установить воздушный винт в положение реверсирования. Легкое и эффективное торможение, связанное с конструкцией воздушного винта, является существенным преимуществом турбовинтового ВС перед сверхлегким реактивным самолетом. Стоимость ТВМ850 в стандартной комплектации с салоном класса люкс и с полным набором опций, включающим RVSM, модернизированное радиоэлектронное оборудование и метеорологический радиолокатор, составляет $2,8 млн. Такая цена сравнима со стоимостью Citation Mustang, но превышает стоимость Eclipse 500. На корпус ВС предоставляется семилетняя гарантия, на радиоэлектронное оборудование и двигатель — пятилетняя, а на воздушный винт — двухлетняя.

Если взять за основу концепцию «почасовой оплаты двигателя» (power by the hour), то прямые эксплуатационные расходы составят $388 в час, включая затраты на ГСМ, запчасти и техобслуживание. По сравнению со сверхлегким реактивным самолетом, страховка данного ВС обойдется дешевле, а стоимость подготовки и оснащения экипажа будет одинаковой. В Socata говорят, что прямые эксплуатационные расходы на ТВМ850 на 50% ниже, чем затраты на сверхлегкий реактивный самолет. Ремонт двигателя выполняется каждые 3500 часов, а первая инспекционная проверка корпуса ВС потребуется через 10 лет. Чтобы опровергнуть утверждение, что сверхлегкий реактивный самолет превосходит ТВМ850 по скоростным показателям, Socata организовала экспериментальные полеты: один на дистанцию 920 км, а другой — 2220 км. В каждом самолете находился один пилот, три пассажира и багаж.

В первом случае самолет летел на крейсерском режиме на эшелоне 260 с максимальной скоростью 320 узлов. Сверхлегкий реактивный самолет летел на крейсерском режиме на эшелоне 350 со скоростью 340 узлов/0,59 M. Сверхлегкий реактивный самолет опередил ТВМ850 на 7 мин., при общем времени полета 1 ч. 45 мин. Во втором случае, ТВМ850 летел на крейсерском режиме с максимальной скоростью 315 узлов. Сверхлегкий реактивный самолет летел на крейсерском режиме со скоростью 300 узлов/0,52 M. В этот раз ТВМ850 пришел к месту назначения на 11 мин. раньше, чем сверхлегкий реактивный самолет, учитывая, что общее время в пути составило 4 ч. При полном запасе топлива ТВМ850 может выполнять полеты на расстояние 2810 км на крейсерской скорости с наибольшей дальностью и 2525 км на максимальной крейсерской скорости. При полете на крейсерской скорости с максимальной полезной нагрузкой ТВМ850 проходит 1860 км. Высокая скорость является преимуществом сверхлегкого реактивного самолета, но общая вместимость топливных баков ТВМ850 дает ему возможность летать на повышенной крейсерской скорости на дальние дистанции.

Читайте также:  Embraer продал 10 самолётов E175 авиакомпании American Airlines

Если рассматривать абсолютные скоростные и высотные параметры, то нельзя не согласиться с тем, что ТВМ850 не может летать так же быстро и высоко, как сверхлегкий реактивный самолет. По своим характеристикам ТВМ850 на 95% соответствует джету, и при полете в реальных условиях разница во времени будет минимальной. Сравниваемые воздушные суда отличаются друг от друга прежде всего по затратам на эксплуатацию, в особенности по расходам на топливо. По утверждению Socata, ТВМ850 потребляет на 50% меньше топлива, чем сверхлегкий реактивный самолет.

Питер Коллинз
(пер. Наталья Монахова)