Red Bull Air Race в России: несбывшиеся надежды


Red Bull Air Race в России: несбывшиеся надежды

Воздушные гонки на спортивных самолетах по специальной слаломной трассе, где пилоты проносятся на огромной скорости буквально над самой землей, да еще выполняют фигуры пилотажа, стали одними из самых зрелищных авиационных соревнований мирового уровня. Каждый раз там, где проходят эти увлекательные турниры, собираются сотни тысяч восторженных зрителей. Причем организаторы выбирают для проведения каждого этапа гонки наиболее красивые, живописные места на разных континентах. Интереснейшие состязания современности под названием Red Bull Air Race World Series продолжают свое триумфальное шествие по планете, но, к сожалению, теперь уже мимо России.

Запрет на принцип красоты. Авторам идеи Red Bull Air Race удалось найти весьма привлекательный формат соревнований, понятный даже неподготовленному зрителю. Побеждает тот, кто быстрее и точнее пролетит между препятствиями и покажет лучшее время на дистанции. Близость гонки к зрителям — вот что делает Air Race столь захватывающей и интересной. Полеты на небольшой высоте по компактной трассе позволяют болельщикам прочувствовать энергетику происходящих событий.

Одним из основных критериев выбора места проведения каждого этапа является привлекательность общего вида района полетов: окружающей архитектуры и природных ландшафтов, на фоне которых летчики выполняют пилотаж. Как правило, это известные достопримечательности или чем-то необычные, запоминающиеся объекты. Панорама гонки призвана подчеркнуть индивидуальность каждого этапа в серии.

Авиационные гонки Red Bull Air Race в статусе мирового турне (World Series) существуют только второй год. По такой схеме в 2005 г. провели семь этапов: Абу-Даби (ОАЭ), Роттердам (Голландия), Цельтвег (Австрия), Рок-оф-Кэшл (Ирландия), Лонглит (Великобритания), Будапешт (Венгрия) и Сан-Франциско (США). В сезоне 2006 г. запланированы уже девять этапов чемпионата в красивейших городах земного шара. Причем в их числе пять новичков, впервые принимающих у себя гонку. Это Барселона (Испания), Берлин (Германия), Санкт-Петербург (Россия,), Стамбул (Турция), а заключительный этап этого года ждет город Перт (Австралия). Всоответствии с календарем соревнований, как и планировалось, Air Race стартовала еще в середине марта в Абу-Даби. Затем победителям и призерам 2 и 3 этапов рукоплескали болельщики в Испании и Германии. Четвертый этап должен был пройти в Санкт-Петербурге 17 июня. Для него организаторы выбрали очаровательное место — стрелку Васильевского острова. Летная программа предполагала полеты в центре города над Невой, вблизи Эрмитажа и Петропавловской крепости. Но отлаженный иностранный механизм Red Bull Air Race World Series неожиданно наступил на «русские грабли». Гонка не состоялась!

Опасения за красоту исторических мест не дали возможности продемонстрировать другую красоту — удивительные полеты летчиков-асов, творящих в небе настоящую феерию. А соединить в единый спектакль действия главных участников шоу и прекрасные декорации из натуральных культурно-исторических символов нашей Северной столицы, как подобное делается в других странах мира, у нас не смогли. Причину объявили так: «из-за задержки в получении официального разрешения». Но у многих людей, кто с нетерпением ждал эту гонку в России, осталось не только чувство сожаления, но и досада из-за того, что нет у нас «высоких чинов», способных быстро и обосновано принять волевое решение. Конечно, в таких вопросах перестраховка нужна обязательно, но не запрет в угоду принципу «кабы что не вышло». Хотя и говорят, что красота спасет мир, на самом деле она хрупка и очень беззащитна. Особенно когда ей приходится идти против чиновничьих препон.

Официальные сообщения. За день до начала тренировочных полетов в рамках проведения 4-го этапа Red Bull Air Race пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга сообщила: «Организаторы воздушных гонок не получили необходимых согласований в соответствующих федеральных исполнительных органах государственной власти, и это послужило основанием для отмены авиагонок».

Справедливости ради ниже приведен без купюр официальный пресс-релиз, предоставленный Red Bull Russia по этому поводу:

15 июня Департамент безопасности Red Bull Air Race и Администрация г. Санкт-Петербурга приняли независимые, но скоординированные решения об отмене гонки 17 июня из-за задержки в получении официального разрешения. Это решение было озвучено журналистам на пресс-конференции 16 июня.

«Организация гонки Air Race — это глобальное по своему размаху мероприятие, требующее вовлечения многих официальных структур и получения многочисленных разрешений у ведомств, отвечающих за проведение мероприятий на воде, в воздухе и на земле. Такой сложный и многогранный процесс не всегда идеально вписывается в существующие законодательные правила принимающих стран», — так прокомментировал сложившуюся ситуацию Бернд Лойдл, Генеральный директор Red Bull Air Race Gmbh.

Читайте также:  Volaris теряет деньги, но США в неё вселяют оптимизм

Хайнц Моллер, Директор департамента авиации Red Bull Air Race Gmbh и профессиональный пилот, пояснил собравшимся журналистам, почему отмена гонки стала вынужденной необходимостью: «Из-за задержки с получением недостающих разрешений мы не можем обеспечить пилотам время для тренировочных полетов, чтобы они могли освоить трассу в Санкт-Петербурге. Обязательная техническая инспекция трассы пилотами перед гонкой стала невозможной».

Несмотря на огромное количество приложенных усилий, направленных на то, чтобы гонка в Санкт-Петербурге состоялась на фоне великолепного вида, который могло бы предложить зрителям выбранное место, оргкомитет гонки не рассматривает произошедшее как непоправимую экстраординарную ситуацию. Организация Red Bull Air Race — это долгосрочные инвестиции в новый глобальный по своему охвату спортивный брэнд.

«Это — первый шаг Red Bull Air Race в России, — говорит Данило Ланге, Директор Российского представительства компании Red Bull. — Мы признательны зрителям, которые приехали или собирались приехать в Санкт-Петербург на гонку 17 июня, и приносим свои извинения за причиненные неудобства. Надеемся, что в будущем у нас будет возможность провести Red Bull Air Race для русских поклонников авиаслалома».

Господин Ланге выразил надежду, что уже в самое ближайшее время к интернациональной команде пилотов Red Bull смогут присоединиться и русские пилоты, которые составят достойную конкуренцию лидерам и фаворитам гонки при горячей поддержке соотечественников в Санкт-Петербурге. Обе стороны — и Red Bull Air Race, и Администрация Санкт-Петербурга настроены оптимистично, продолжая работу над подготовкой гонки в будущем в выбранном месте.

Этот информационный документ наглядно отражает политкорректность организаторов гонки в отношении властей, от которых они не получили официальных разрешений. Поэтому всякие домыслы в этом плане, наверное, будут излишни. Пожалуй, из вышесказанного явствует одно, что у России еще остается шанс провести такие соревнования в недалеком будущем. В это вселяет уверенность и та позиция, которую заняло руководство гонки после случившегося: без адресных обвинений и громких скандалов. Хотя любому здравомыслящему человеку понятно, что из-за срыва такого масштабного мероприятия, организаторы, образно говоря, «влетели в копеечку». Чего стоила только одна рекламная компания!

Вот небольшая зарисовка насчет того, сколько требуется сил, времени и средств, чтобы подготовиться к проведению очередного этапа гонки. Перемещение 11-ти самолетов (столько пилотов выступает в сезоне 2006 г.) и многих тонн оборудования по десяти точкам на земном шаре — очень нелегкая задача. Именно поэтому тщательно продумывается и отрабатывается до мельчайших деталей план по координированию транспортировки самолетов и всего оборудования. Создана специальная штатная команда, которая круглый год занимается исключительно вопросами логистики. Эти люди должны не только все спланировать, но и гарантировать доставку всего необходимого в установленные сроки и в безупречном состоянии.

Каждый раз, когда самолет-участник отправляется в очередную точку проведения гонки, как правило, его разбирают. Для перевозки в таком виде по заказу компании Red Bull были разработаны специальные транспортные трейлеры, существенно облегчающие транспортировку самолетов с места на место. Трейлеры можно доставлять не только по земле, они также полностью соответствуют требованиям транспортировки по морю и по воздуху. В пункте назначения сборка самолетов занимает 2 дня. После чего каждая машина должна получить сертификат допуска к полетам. Этот документ выдается уполномоченным специалистом.

Вокруг света по этапам гонки путешествуют не только самолеты — инфраструктура Red Bull Air Race World Series поражает своими масштабами. Сюда входят контрольно-диспетчерская башня, воздушные ворота, ангары, электростанции, медиацентр, телевизионное оборудование и средства коммуникаций. Всем этим имуществом суммарным весом около 140 тонн можно заполнить 26 двенадцатиметровых контейнеров. Одни только видео-панели весят 30 (!) тонн. Чтобы это все упаковать, требуется 11 дней, еще три дня уходит на распаковку «багажа» по прибытии на место. Из-за коротких промежутков между гонками весь процесс должен быть идеально отлажен. Но, все равно, невозможно учесть те изменения в расписании, которые с большой вероятностью всегда возникают в последний момент. В этом случае команда материально-технического обеспечения должна реагировать так же быстро, как и пилоты во время гонок.

К открытию питерского этапа вся команда Air Race заранее прибыла на место «проживания» своих самолетов — аэропорт «Ржевка». Техническая команда поставила мобильные ангары, а для их посещения прессой и приглашенными лицами оборудовали так называемые пэддоки. Именно «Ржевка» должна была стать исходным пунктом вылета каждого самолета на гоночную трассу.

Читайте также:  Показатели Lufthansa за февраль

Пока петербуржцы наслаждались наступившими жаркими днями, загорая на пляже Заячьего острова, на их глазах команда Red Bull Air Race работала, не покладая рук. У стен Петропавловки возвели судейскую башню, знаменитое «сердце» Air Race. Ее оснастили всем необходимым оборудованием, проверили готовность к началу соревнований. На Неве развернули гоночный трек. В течение двух дней баржи буксировали к местам «парковки» пантоны для установки надувных ворот. Сначала поставили квадроворота — из четырех пилонов, потом все остальные. К предстоящим тренировочным полетам трасса была готова полностью.

Поздно вечером 12 июня в Санкт-Петербург прибыли фавориты гонки — победитель предыдущего этапа в Берлине Кирби Чамблис, «крестный отец» гонки Петер Бешеный и чемпион Air Race 2005 Майк Мангольд.

Камень преткновения. В качестве иллюстрации, наверное, будет правильным привести несколько ссылок на те Интернет-издания, которые наиболее активно следили за происходящими событиями. Так, по сообщениям «Газеты.Ru», можно было узнать следующее: «Действительно, организаторы Red Bull Air Race World Series не получили разрешения в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта Минтранса РФ на проведение авиагонок в Петербурге, — заявили «Газете.Ru» в пресс-службе Минтранса. — В конце мая в ФСНТ поступила заявка от организаторов этого шоу. Уже 1 июня Федеральная служба ответила им, что заявленные условия проведения авиашоу не соответствуют ст. 72 и 73 Воздушного кодекса РФ (эти статьи регламентируют высоту, на которой должны осуществляться полеты над населенными пунктами, и расстояние, на котором воздушные суда должны находиться от зрителей). В этом же документе ФСНТ предложила организаторам гонок перенести соревнования на территорию Финского залива, где есть специальные условия для подобного рода мероприятий. Организаторы на это не согласились. В итоге 15 июня Федеральной службой вновь был подписан отказ в проведении авиагонки в центре Петербурга».

По информации источников «Газеты.Ru», взять на себя ответственность за проведение подобного мероприятия в центре города может только фигура уровня премьер-министра или его заместителя (Воздушный кодекс предусматривает специальное правительственное распоряжение, выдаваемое в особых случаях).

«Федеральная служба по надзору просто выполняет закон, — пояснили в пресс-службе Минтранса. — В федеральной службе работает много авиаторов. Они приветствуют мероприятия такого рода, но в данном случае действует Воздушный кодекс, который предписывает поступать именно так, а не иначе».

Именно тут хотелось бы сделать небольшую ремарку. Давайте вспомним существующие кольцевые автогонки на улицах некоторых зарубежных городов, или авторалли, в которых часть участков маршрута проходит по обычным дорогам. Поскольку это спортивная езда со своей спецификой, никому не приходит в голову регламентировать ее правилами дорожного движения. Сравнение, конечно, несколько утрированное, но суть заключается том, что для проведения этих гонок власти принимают исключительные решения и создают соответствующие условия безопасности. То же самое относится и к различным авиационным шоу, показательным выступлениям, спортивным мероприятиям и т.п., связанным с использованием воздушного пространства. Разрешая их проведение, властные структуры доказывают не только силу своих полномочий, но и демонстрируют обществу способность принимать смелые обоснованные решения, нести за них ответственность, а также умение контролировать и управлять ситуацией в любой обстановке. В теории все с этим согласны, но как только дело доходит до практических действий, получается все наоборот.

И что в данном случае обидно, наше Отечество всегда традиционно славилось авиационными праздниками для народа и своими сильными летчиками. А пока имеем следующее: показать живьем Red Bull Air Race не разрешили, да и пилоты наши, к сожалению, в ней тоже не выступают. Грустные чувства. Однако не будем посыпать голову пеплом, а послушаем, что сказал перед приездом к нам изобретатель и вдохновитель гонки, венгерский летчик Петер Бешеный (вообще легендарная личность в мире высшего пилотажа): «Для меня большая честь быть признанным в вашей стране, так как я с детства слышал о величайшей роли России в истории мировой авиации, а также о передовых достижениях в авиационном спорте. Я уверен, что и все остальные пилоты будут стремиться показать великолепные результаты в Санкт-Петербурге».

Но петербургская трасса, развернутая между Васильевским и Заячьим островами, где в период белых ночей должны были состязаться пилоты, так и не стала одним лучших украшений сезона 2006 г. Санкт-Петербург, как того требовала церемония закрытия, не передал свою эстафету Стамбулу, принимающему следующий этап. Без сомнения, камнем преткновения питерского этапа явилось выбранное место для гоночных полетов — конкретно, центральная часть города. В Стамбуле тоже намечено провести гонку в незаурядном месте — в районе знаменитого моста между Европой и Азией. Но в Турции ситуация несколько иная. Вряд ли там отменят соревнования, по крайней мере, по таким же, как у нас, причинам. Дело в том, что пилот Петер Бешеный, один из лидеров в общем зачете, еще в мае месяце специально выступал в Стамбуле с показательными полетами. Он на своем самолете сделал несколько проходов через надувные ворота, установленные именно там, где вскоре состоится очередной этап. Образно говоря, пристрелка сделана. Можно только сожалеть, что такая же мини-программа не была спланирована для Санкт-Петербурга. Так бы все заранее узнали — дают у нас «добро» на полеты над Невой или нет.

Читайте также:  Индонезия расследует взятки Rolls-Royce

Когда еще задолго до начала четвертого этапа гонки организаторы объявили, что воздушное пространство для выступлений будет ограниченно тремя мостами — Троицким, Биржевым и Дворцовым, невольно вспомнился знаменитый наш летчик Валерий Чкалов, пролетевший давным-давно под мостом в Ленинграде. Этот случай по букве закона был фактом воздушного хулиганства, но сама идея такого полета по сей день волнует мастеров высшего пилотажа. Тем и удивительны гонки Red Bull Air Race, что на соревнованиях в Будапеште и Роттердаме имелось официальное разрешение на пролет под мостом. И, конечно же, пилоты показали этот очень эффектный трюк. Причем в Будапеште расположение трассы похоже на питерский вариант. Самолеты носятся в небе над Дунаем вблизи от здания парламента Венгрии и других архитектурных комплексов в центре города. Не случайно прошлогодний этап в Будапеште привлек рекордное количество публики — более миллиона человек посетило это авиашоу.

Естественно, здесь нельзя сбрасывать со счетов вопросы безопасности. Однако нужно понимать, что пилоты, участвующие в гонке, являются настоящими асами. Они летают с математической точностью, их реакция и четкость движений в технике пилотирования натренированы до высших пределов. Для участия в Red Bull Air Race сезона 2006 г. отобрано и заявлено всего одиннадцать лучших летчиков из разных стран мира. Не только пилоты не имеют права на ошибку, но и каждый аспект в организации гонки доведен практически до совершенства. Первостепенное внимание уделяется технической надежности самолетов, а также всех задействованных систем и средств обеспечения.

И все же гонка по своему основному предназначению — это всегда зрелище, а, значит, и большой праздник. Полеты самолетов, маневрирующих на большой скорости и предельно малой высоте между надувными стойками ворот, например, на фоне американских небоскребов в таком мегаполисе, как Сан-Франциско, или у стен старинного замка Рок-оф-Кашел в Ирландии, стали весьма неординарным событием в повседневной жизни людей. В Будапеште после закрытия соревнований устроили грандиозный фейерверк. На этапе в Барселоне праздничную атмосферу дополнили выступления команды Red Bull Acro-бейсеров и парашютистов, прыгавших в костюме-крыло. Вдоль побережья летал сияющий зеркальным блеском B-25 Mitchell, самолет времен второй Мировой войны из коллекции Flying Bulls.

Гонка в Санкт-Петербурге выпала на период проведения Чемпионата мира по футболу. И многие зрители отдали предпочтение не телевизионным трансляциям матчей, а пришли к назначенному месту и времени, чтобы познакомиться с новым видом авиационного спорта, именуемым иногда воздушной «Формулой-1». Огромное скопление народа собралось на набережной Невы — тех, кто не знал об отмене соревнований. Но ни им, а также ни телезрителям, ждавшим репортажа в прямом эфире, посмотреть авиаслалом в России было не суждено. Гонка не состоялась, надежды остались несбывшимися.

Однако будем верить, что руководство Red Bull Air Race World Series в будущем все же изыщет способы, как договориться с российскими властями о проведении соревнований в нашей стране, ведь Россия — очень выгодное направление для такого бизнеса. К тому же «на грабли» они уже наступили, а это вселяет уверенность, что в следующий раз у них все получится.

Сергей Лелеков