Спросите у любого делового человека,
какую часть работы он ненавидит больше всего,
и в 90% случаев ответ будет одинаковым:
«Необходимость поездок».
Спросите у любого делового человека, какую часть работы он ненавидит больше всего, и в 90% случаев ответ будет одинаковым: «Необходимость поездок». Опоздание или просто отсутствие рейсов в требуемое место в нужное время, неизбежность пересадок и т.п. — всё это влияет на Время, одно из особых составляющих эффективности бизнеса. По этим и иным причинам интерес к деловым самолётам неуклонно растёт не только в нашей стране, Европе, но и в Азии. С недавнего времени производители бизнес-авиации всё большее внимание обращают на азиатский континент.
По данным «Honeywell Aerospace», на период до 2014 г. рынок перспективных моделей авиатехники различных производителей в классе «light & light medium» составит 2350 ед. Наиболее известные производители в представляемом классе самолётов — компании Bombardier Aerospace (Канада), Cessna Aircraft и Raytheon Aircraft (США). Видимо, преобладание в данном сегменте рынка американской техники над европейской исторически обусловлено направленностью разработок в область создания моделей для частного бизнеса, составляющего основу экономики страны.
Анализируемые модели. Рассмотрим самые перспективные модели административных бизнес-самолётов, разработанных для авиалиний средней протяженности и претендующих на лидерство в указанном сегменте: Learjet 45XR; Cessna Citation CJ3; Citation XLS; Hawker 400 XP.
Learjet 45 XR создан на базе Learjet 45. Вполне оправданной стала модернизация востребованной модели. Стремительное развитие в последнем десятилетии различных технологий, в первую очередь информационных, способствовало ускоренному их внедрению в системы связи, управления и кондиционирования, что, безусловно, повысило безопасность полётов. Для повышения комфорта пассажиров был подвергнут переработке интерьер салона. Поставки начались в июле 2000 г. Незначительное увеличение веса машины привело к установке более мощных модифицированных двигателей, при этом дальность полёта увеличилась до 3865 км (2 пилота / 4 пассажира); при полной же загрузке с 9 пассажирами дальность полета — 3704 км. Современное навигационное оборудование и высокие аэродинамические характеристики позволяют Learjet 45 XR уверенно преодолевать сильную облачность и турбулентность. Штатный экипаж: 2 пилота. Размеры салона: длина 6,02 м, высота 1,56 м, ширина 1,5 м. Скорость полёта: максимальная — до 859 км/ч, крейсерская — до 796 км/ч. Прямой набор высоты до 13106 м — 24 мин 54 с. Стоимость самолёта в базовой комплектации ~ $10850000. Большая часть машин летают в Северной Америке.
Учитывая успех семейства самолётов Citation, компанией Cessna была создана новая модель Citation CJ3.
В Citation CJ3 улучшены достоинства CJ2 (см. «AJS», май 2005). Модель аппарата была представлена в 2002 г. Первый полёт состоялся в июле 2003 г., сертификат получен в январе 2005. Поставки начнутся в 2006 г. Самолёт оборудован современными системами навигации и контроля оборудования, имеет более высокую скорость, большую дальность полёта и обеспечивает повышенный комфорт по сравнению с предыдущими моделями Citation. Он рассчитан на 6 пассажиров; при этом объём салона на 0,5 м больше, чем в CJ2. Штатный экипаж: 2 пилота. Дальность полёта — 3282 км (2 пилота / 4 пассажира). Максимальная крейсерская скорость — до 772 км/ч. Размеры салона: длина 4,78 м; высота 1,45 м; ширина 1,45 м. Стоимость машины в базовой комплектации ~ $6010000.
Citation XLS — одна из наиболее удачных разработок компании Cessna. Впервые самолёт был представлен в 1994 г. В 1998 г. он получил сертификат Федерального управления гражданской авиации США и в том же году был поставлен первому заказчику. Салон рассчитан на 8 пассажиров (в случае необходимости средние 4 места преобразуются в две кровати), оборудован туалетной комнатой, гардеробом и багажным отсеком. Размеры салона: длина 5,69 м; высота 1,73 м; ширина 1,7 м. Штатный экипаж: 2 пилота. Крейсерская скорость — 785 км/ч, что при полной заправке позволяет осуществлять беспосадочные перелёты на расстояние 3,5 Мм (2 пилота / 4 пассажира) за 4,5 ч. Стоимость машины в базовой комплектации ~ $ 11 млн. Она сертифицирована для полётов в РФ и внесена в Государственный реестр воздушных судов.
Hawker 400 XP — модификация Beechjet 400A, разработанного в 1989 г. Сертифицирован в феврале 2002 г. Впервые представлен публике в Женеве на выставке самолётов бизнес-авиации EBACE-2002. Имеет современное навигационное оборудование, системы контроля, эргономичный салон.
Штатный экипаж: 2 пилота. Салон рассчитан на 7 пассажиров. Полезная нагрузка увеличена до 930 кг.
Размеры салона: длина 4,72 м; высота 1,45 м; ширина 1,5 м. Максимальная скорость 861 км/ч. Крейсерская скорость 833 км/ч, что при полной заправке позволяет осуществлять беспосадочные перелёты на расстояние 3,1 Мм за 3 ч 40 мин. Стоимость машины в базовой комплектации ~ $6749000.
Малые размеры салонов большинства представленных самолётов класса «light & light medium» не позволяют пассажирам вставать во время полёта «в полный рост», что, безусловно, неудобно при беспосадочных перелётах на максимальные расстояния, но быстрота — фактор, способный склонить Вас к выбору того или иного бизнес-джета.
За рамками рассмотренных моделей остались и другие не менее известные и хорошо зарекомендовавшие себя машины (Learjet 45, Citation Bravo, Citation Encor, Hawker 400), но мы Ваше внимание сосредоточили на новых или модифицированных разработках компаний, которые будут доминировать на рынке в ближайшие 5-10 лет.
Производители
и модели
Максимальная дальность,
км
Максимальная / крейсерская
скорость,
км/ч
Экипаж / количество
пассажиров,
чел.
Моторы
Цена, млн. $
Cessna AircraftCJ3
3282
773 / —
2 / 6
2 х
WR FJ44-3A
6,01
Cessna Citation XLS
3500
804 / 785
1 / 8
2 х
PW 545B
11
Hawker 400 XP
3100
861 / 833
2 / 7
2 х
PWJT15D-5
6,749
Bombardier
AerospaceLearjet-45XR
33865
859 / 846
2 / 9
Honeywell
TFE731-20-BR
10,85