Полет в мире звука воздушного потока

Полет в мире звука воздушного потока

Когда-то планеризм в нашей стране считался первой ступенькой в небо. Безмоторные аппараты из сосновых реек, рояльной проволоки и перкаля были дешевы, а короткие полеты на них (пять-шесть минут по «коробочке») доставляли огромное наслаждение начинающим пилотам. Но планеризм, как массовый вид спорта, давший стране десятки тысяч пилотов, после войны быстро ушел в прошлое вместе с лозунгом «Трудовой народ — строй воздушный флот!».

В настоящее время планеризм является не только видом спорта, но и элитным досугом. Я не оговорился, именно досугом, требующим большой подготовки, собранности и самодисциплины. Ведь это авиация, хотя и малая, а в ней, как известно, мелочей не бывает.

Полет на планере — это полет в мире звука воздушного потока, тихим шелестом омывающего крыло, сродни птице. Я видел сияющие глаза убеленных сединой летчиков, совершивших свои первые в жизни самостоятельные полеты на планере, будучи помощником руководителя полетов и слышал голоса «птенцов», только что выбравшихся из гнезда и готовых ворваться в стихию голубой бездны.

Часто говорят, что на самолете летать труднее, поскольку нужно управлять еще и мотором. Это так, но смею вас заверить, что на планере все же труднее, и причина тому — отсутствие двигателя. Летчику самолета, чтобы набрать высоту, достаточно прибавить обороты мотора и взять ручку на себя, а пилоту планера необходимо найти восходящий поток воздуха и, определив его сердцевину, встать в спираль. Это единственный способ продолжить полет над равнинной местностью. Но бывает и так, что, резко качнувшись, стрелка вариометра также быстро возвращается в исходное положение, и тогда снова и снова нужно «прощупывать» воздушное пространство…

Для взлета безмоторных аппаратов существуют два способа: с помощью лебедки или на буксире за самолетом. Первый — самый удобный и дешевый, но, отцепившись от троса на высоте около трехсот-четырехсот метров и не «поймав» поток, планерист вынужден возвращаться домой. За самолетом проще, отцепился на тысяче метров и планируй в свое удовольствие.

Читайте также:  Emirates сокращает присутствие в Иране

В любом случае, оказавшись один на один со стихией, пилот должен проявить все свое умение и найти желанный восходящий поток, в противном случае придется искать площадку для вынужденной посадки. Посадка же планеристу дается нелегко, тут нужен очень точный расчет, ведь у него нет двигателя, тяга которого поможет уйти на второй круг или «подтянуть» планер. Планеристу это не дано, он просто обречен сесть с первого захода, иначе…

Чтобы исключить все эти «иначе» и устанавливают на планеры моторы. Мотопланеру не требуются ни лебедка, ни самолет-буксировщик, он объединяет в себе и то, и другое. Это своего рода самолет или, пользуясь терминологией прошлого века, планерлет, хочешь — лети далеко и быстро, используя силу мотора, а хочешь — уподобься птице…

Идея использования на планере движителя не нова. Что только не придумывали изобретатели: вращали пропеллер, используя силу своих мышц; махали крыльями; ставили на длиннокрылые аппараты поршневые и реактивные двигатели. И каждый из них получал свой эффект.

Так уж получилось, что наибольших успехов в создании мотопланеров в нашей стране достигли авиастроители из Пензы. Единомышленники во главе с Владимиром Федоровым создали два отличных мотопланера: одноместный спортивный АС-5М и двухместный «элитный» АС-7М. Оба аппарата имеют несколько общих технических решений, в частности, убирающуюся силовую установку с толкающим винтом, стеклопластиковую конструкцию фюзеляжа и крыла, убирающееся шасси.

Мотопланеры быстро переводятся в походное положение и, никому не мешая, буксируются по автодорогам на прицепе за легковым автомобилем. Естественно, стоимость этих аппаратов различна. Более доступные по цене планеры семейства АС-5М получили сегодня большое распространение в мире. Около 100 машин этого типа можно встретить в Англии, Греции, Канаде, Новой Зеландии, США, на очереди — Финляндия. Это говорит, прежде всего, о том, что в мире планерные полеты достаточно привычное явление. В Германии, например, достаточно в ясный солнечный выходной день поднять голову вверх, чтобы увидеть парящий в небесах планер. Россия же только присматривается… Для РОСТО АС-5М мог бы стать палочкой-выручалочкой, поскольку для полетов на нем достаточно иметь налет на планере в объеме первоначального обучения. Однако финансирование РОСТО оставляет желать лучшего.

Читайте также:  Таиландский стартап возьмёт шесть Superjet’ов

В эксплуатации АС-5М несложен, и, самое главное, планер не требует больших финансовых затрат. Достаточно оплатить стоимость горючесмазочных материалов и все… Но выгода от полетов огромная — спортсмен-планерист приобретает необходимый опыт не только безмоторного полета, но и квалификацию пилота самолета.

Как уже говорилось, на планере установлена убирающаяся в парящем полете силовая установка. Это позволяет существенно увеличить его аэродинамическое качество, показывающее, во сколько раз подъемная сила, создаваемая крылом, превосходит лобовое сопротивление.

Иными словами, если АС-5М будет планировать с высоты 1000 м, то пролетит до посадки 34 км. Для сравнения у лучших пассажирских авиалайнеров этот показатель в два раза ниже.

Но если срочно понадобится, например, «подтянуть» аппарат на посадке, то от нажатия кнопки выпуска силовой установки до ее запуска пройдет около десяти секунд. Выпускается вариант планера АС-5МР. Его силовая установка, в отличие от предшественника, не убирается и закреплена на пилоне. АС-5МР — это своего рода самолет, способный летать со скоростью до 220 км/ч. Он может пилотироваться как летчиком, так и в режиме БПЛА (беспилотного летательного аппарата) дистанционно, достаточно лишь разместить в его кабине соответствующую аппаратуру. В этом случае аппарат может подниматься на высоту до 6000 метров, где человеку понадобилось бы кислородное оборудование, чего не требуется радиоаппаратуре.

Последней разработкой коллектива «Авиастроитель» стал учебно-тренировочный мотопланер АС-7М. В нем курсант и инструктор сидят в ряд, что во всех отношениях удобно для экипажа аппарата. Инструктор видит все действия подопечного и, в случае необходимости, быстро придет ему на помощь и словом, и делом. Как сказал вице-президент Федерации планерного спорта России Яков Моисеевич Шарге: «АС-7М — это отличный российский учебно-тренировочный планер, не имеющий аналогов (в РФ — прим. авт.), а по цене — и конкурентов». Пока построено лишь два аппарата, проходящих сертификационные испытания, но уже сегодня АС-7 рассматривается в нашей стране как клубный массовый мотопланер. Дело за малым — за инвестированием этого проекта.

Читайте также:  Air France осталась без гендиректора

Став двухместным, АС-7М приобрел дополнительное качество, появилась возможность использовать мотопланер для прогулок, в том числе и туристических, мониторинга окружающей среды, ведь для его эксплуатации требуется ровная площадка длиной около 300 метров. Аэродинамическое качество АС-7М достигает 37, но в перспективе за счет увеличения удлинения крыла предполагается довести этот важнейший параметр до 40 единиц.

В заключении хочется еще раз отметить, что планер, как один из наиболее безопасных типов летательных аппаратов, идеально приспособлен для первых шагов в небо.

А в авиации все же главное — романтика полета, и мальчишка, однажды ощутивший дополнительную степень свободы, наверняка станет летчиком. А это, согласитесь, наше будущее…

ООО «АС-4»
Тел.: +7(903) 324-88-68,
(8412) 53-78-57
E-mail: as4@tl.ru