P180 Avanti — оригинальность инженерных решений

P180 Avanti — оригинальность инженерных решений

Он изумляет той особенной статью, которая свойственна породистым лошадям и спортивным автомобилям: поразительная дерзость новаторских решений, красота мысли, роднящая высокие достижения в области техники с искусством, изящество форм, благодаря которому он скорее похож на безупречное творение природы, чем на произведение рук человеческих. Основываясь на первом впечатлении, сложно определить, почему ваш взгляд неизменно выхватывает из «толпы» роскошных бизнес-джетов и турбовинтовых машин именно Piaggio P180 Avanti. Есть экономичнее. Есть больше. Есть дороже. Но такого — нет.

Культовое творение Берта Рутана — известного всему миру конструктора самолетов нетрадиционных схем — выпускается на небольшом заводе «Финале Лайне» компании Piaggio, которая насчитывает всего около 1300 работников. Тесный, но сплоченный коллектив единомышленников — нечто подобное можно сказать о многих предприятиях, продукция которых известна как воплощение престижа, высшее в своей области достижение, будь то элитное вино или легендарный спортивный автомобиль. Необычный внешний облик машины не был для конструкторов Piaggio P180 Avanti самоцелью. Проект, возникший еще в начале восьмидесятых годов, родился как воплощение дерзкой идеи: создать самолет, не уступающий в скорости реактивным, а в экономичности — турбовинтовым машинам. Задача казалась утопической, но создатели Avanti с ней справились. Традиционные для деловой авиации самолеты — продукт обычного мышления для этой области авиации. Создавая новую машину, инженеры Piaggio условились не пытаться усовершенствовать уже существующие схемы, считая, что в этих рамках выполнить столь амбициозную задачу невозможно. Чтобы приблизиться к желаемому результату, пришлось детально рассмотреть и проработать несколько принципиально новых схем, лучшей из которых оказалась конструкция аппарата с тремя несущими поверхностями, двумя двигателями с толкающими винтами, расположенными на крыле, а также Т-образным оперением. Это определило характерные особенности очертаний машины, легко узнаваемые даже неспециалистами: резко сдвинутые к хвосту, словно оттянутые назад крылья и небольшие крылышки-«усы» в носовой части длинного фюзеляжа. Самолеты нередко сравнивают с птицами, но этот больше напоминает собой огромную рыбу, уверенно и стремительно преодолевающую сопротивление среды, словно не замечая его. Он достигает крейсерской скорости в 732 км/ч, как и самолеты с реактивными двигателями, даже превосходит некоторые из них, а по экономичности остается конкурентоспособным среди турбовинтовых машин.

Читайте также:  Georgian Airways вернётся в Казань летом

Аэродинамические характеристики Avanti действительно совершенны. Самолет рассекает воздух мягко и тихо, «словно раскаленный нож входит в масло». Фюзеляж машины со своеобразными, легко узнаваемыми очертаниями — настоящее произведение искусства. Как и многое в этой машине, он выполняется по оригинальной схеме. При сборке самолета используется метод «от обшивки»: не панели обшивки «одеваются» на заранее подготовленный каркас, а каркас приклепан к предварительно сформированной обшивке изнутри для создания беспрецедентно гладкой внешней поверхности.
Руль высоты и хвостовое оперение создают дополнительную подъемную силу, а ламинарное крыло, за счет расположения двигателей с толкающими винтами, обладает меньшим сопротивлением, что означает дополнительный прирост скорости и снижение потребления топлива. Необычная на первый взгляд аэродинамическая схема на самом деле обеспечивает самолету прекрасную устойчивость как в продольном, так и в поперечном направлении. Бросается в глаза непривычное расположение двигателей — позади крыла, винтами назад. В сочетании с общей продуманностью концепции, эта схема наделяет Avanti сразу несколькими преимуществами перед обычными турбовинтовыми машинами. Толкающие винты не турбулизируют поток перед крылом, что делает обтекание фюзеляжа гладким и безотрывным. Поскольку винты непрерывно обдуваются горячим воздухом, поступающим из двигателей, то кромки их лопастей не нуждаются в антиобледенительной системе.

За счет выноса крыла назад и расположения двигателей позади него повышена безопасность полета: разрушение винта теперь не представляет прямой опасности для пассажиров, ведь его части могут повредить лишь фюзеляж за пассажирской кабиной. Расположив плоскость вращения винтов за салоном, конструкторы избавили пассажиров от шума и «выкроили» дополнительный объем: это самая комфортабельная в классе пассажирская кабина высотой 175 см и шириной 183 см, где могут разместиться до 10 человек. Ровный пол, удобный туалет, где можно стоять, не нагибаясь, шкаф для одежды и небольшой бар, система климат-контроля — это оснащение престижного и комфортабельного самолета, предназначенного для пассажиров с высоким статусом.

Читайте также:  Utair запускает 13 новых маршрутов при поддержке государства

Люди, способные восхищаться техникой и ценить красоту инженерных решений, находят Piaggio P180 Avanti обворожительным и ставят в один ряд с такими достояниями технической культуры как автомобили Ferrari. Упоминание этой марки здесь не случайно. В 1998 г. самолет-«демонстратор» Avanti заинтересовал Piero Ferrari — владельца известной марки автомобилей и одноименной команды «Формулы-1». Скупив у официального управляющего акции Piaggio, он назначил Piaggio 180 Avanti основным воздушным транспортом своей команды, ведь любая техника, используемая Ferrari для собственных целей, должна быть выдающейся! Новые болиды «Формулы-1» также создаются при участии Piaggio, и можно говорить, что между двумя марками имеется генетическая связь.
Самолет Piaggio 180 Avanti имеет немало поклонников, как среди «физиков», так и среди «лириков»: в его ценовой категории не существует другого самолета, обладающего столь же замечательными летно-техническими характеристиками, комфортом и запоминающимся экстерьером. И с практической, и с представительской точек зрения это уникальная машина, созданная, чтобы покорять сердца неравнодушных к технике мужчин. Чтобы убедиться в этом, требуется всего один полет.