Будущее частной авиации

Будущее частной авиации

Я пилот и люблю летать. Но частная авиация капризна. Мне хотелось бы, чтобы все связанное с ней было проще, быстрее и безопаснее. Было бы неплохо хотя бы частично компенсировать затраты, используя свой самолет как можно чаще, особенно для разъездов по работе. Чтобы не быть субъективным в оценках, чуть позже я попрошу высказать свое мнение нескольких признанных в авиа-бизнесе авторитетов. Эти парни не водят больших самолетов, но в конечном итоге их «фирмочки» могут сыграть большую роль в будущем частной авиации.

Совершенно внезапно, в возрасте 45 лет я ощутил потребность подняться в небо на маленьком одномоторном самолете. Не могу объяснить, что двигало мною, но мне это было действительно нужно. Возможно, на то были какие-то биологические причины. Мой дядя, врачрадиолог, когда-то купил «Бич Бонанзу» с V-образным оперением. Он обычно летал на нем в запыленную городскую клинику, находящуюся у Великих холмов. Его отец, мой дед по материнской линии, был летчиком Второй мировой войны. А может быть, мое крылатое настроение — это просто старый добрый кризис среднего возраста. Но, вообщето, мне и раньше говорили, что для самосознания значительно больше дадут секунды, проведенные в полете, чем 50 минут на кушетке у психотерапевта.

Сертификат пилота я получил в октябре 2001 г., затем купил четырехместную «Цессну». В течение лета 2002 г. я пролетел вдоль всего Американского континента над Великими озерами и в расщелинах Скалистых гор, часто попадал в облака и туманы, оказывался вблизи гроз. Исполнив свою мечту, я победил, но понял одну вещь, что полет на маленьком самолете имеет ограниченную полезность. Среди пилотов, подобных мне, бытует спасительная пословица «Хочешь растянуть удовольствие — добирайся по воздуху». Другими словами, принимая решение полететь, никогда не руководствуйтесь расписанием своих встреч. Ибо, пытаясь поспеть повсюду, вы неизбежно пожертвуете безопасностью.

Я, как и подобные мне пилоты, неизменно мечтаю о серьезном технологическом прогрессе в авиации. Хочется большей применимости личного самолета летать самостоятельно куда надо, чтобы вовремя встретиться с нужными людьми и при этом остаться живым и невредимым. Есть ли перспективы для этого Недавно я попросил нескольких экспертов частной авиации спрогнозировать ее будущее.

Читайте также:  EVA Air выполнит последний рейс на Boeing 747-400 из Шанхая

Алан Клапмейер, соучредитель и президент компании «Циррус Дизайн», производителя четырехместных поршневых самолетов стоимостью от $189 000 до $379 000

— Условия для роста частной авиации идеальные. Число состоятельных людей становится больше, а они, как никто другой, ощущают нехватку времени. Но, кроме этого, для безоблачного будущего, авиация общего назначения должна совершенствоваться в следующих направлениях

Летные характеристики. Передвижение на маленьких самолетах должно быть хотя бы в три раза быстрее, чем на автомобиле.

Комфорт. Богатые люди привыкли к уровню комфорта БМВ и «Лексуса». Они хотят, чтобы их самолеты в этом отношении не проигрывали их машинам.

Дружественность. Полет в условиях облачности или ночью не должен быть пугающим. Избежать этого поможет прогресс приборов визуализации полетной информации.

Безопасность. Сегодняшнее процентное соотношение летных происшествий к общему числу владельцев личных самолетов такое же, как и у мотоциклистов. Вероятность попадания мотоциклиста в нештатную ситуацию в семь раз больше, чем у водителя автомобиля. Мы же должны добиться безопасности столь же хорошей, а то и выше, чем путешествие на авто, за счет применения современных цифровых дисплеев, датчиков состояния и работы двигателей, парашютных спасательных систем для планера самолета.

Том Хайнес, главный редактор журнала «Пилот АОПА» (АОПА — американская Ассоциация владельцев ВС и пилотов, насчитывающая больше чем 400 000 членов)

— Успех персональной авиации будет зависеть от двух ключевых вещей совершенствования двигательных установок и улучшения доступа АОН к воздушному пространству и аэропортам. Успехи двигателестроения всегда приводили к совершенствованию общей конструкции воздушных судов, и эта тенденция останется неизменной. Новые легкие реактивные двигатели могут послужить катализатором для развития целого сегмента частной авиации.

Быстрые маленькие реактивные самолеты смогут «поднять» совершенно новый рынок воздушных перевозок, осуществляемых вдали от узловых аэропортов. Появится новая категория пассажиров, которые смогут совершать путешествия между маленькими аэропортами, находящимися значительно ближе как к месту назначения, так и к исходному пункту. Повторюсь, что это будет возможно только в случае нормального доступа частной авиации к воздушному пространству и к аэропортам, особенно невдалеке от крупных городских мегаполисов.

Читайте также:  Finnair рассталась с Airbus A340

Рик Адамс, основатель и президент компании «Адам Эйркрафт», производителя поршневых, турбовинтовых и реактивных самолетов стоимостью от $900 000 до $1900000

— В течении следующих 20–40 лет в пилотировании произойдет «абсолютная революция». Уже в ближайшие 10 лет пилоты смогут управлять, используя полетные 3D-мониторы. Спутниковая система глобального позиционирования позволит осуществлять автоматизированный взлет и посадку. Самолеты будут стоить не миллионы, а $20 000, и, таким образом, будут вполне доступны для широкой публики. Возможно, в будущем для маленьких самолетов станет характерным использование очень коротких ВПП, устроенных как на авианосцах. Тогда, применяя GPS, можно будет совершать автоматическую посадку в нужном месте, используя систему захвата. У меня есть очень хорошие предчувствия по поводу улучшения безопасности полетов. Не в последнюю очередь это связано и с появлением в будущем симуляторов, которые будут максимально моделировать поведение конкретных самолетов. В этом случае, при необходимости, можно будет попрактиковаться в посадке в аэропорту назначения за день до практического ее выполнения. Джон Кинг, соучредитель и собственник «Кинг Скулс», крупнейшего национального производителя учебной литературы и DVD для пилотов. Половина новичков в США используют пособия «Кинг Скулс»

— Новые приспособления делают ранее архи-сложное простым. Возьмем старую проблему пилот не может найти аэропорт. Теперь GPS берет это на себя. И это только начало, потому что приборы вместо символов начинают оперировать образами и предупреждать об опасностях. Современные малые реактивные самолеты очень просты в управлении. Как раньше выглядела кабина пилота Сотни кнопок, рычагов, табло. Сейчас — удобная сенсорная панель управления и одна ручка для управления двигателем.

Мак Маклиан, главный редактор журнала «Флаинг»

— Я не принадлежу к числу тех людей, у которых в гаражах стоит нечто, называемое НАСА самолетами. Настоящие самолеты продолжают улучшаться во всех отношениях, но это приводит к росту их стоимости. А высокая стоимость и сложность обслуживания и применения все-таки сохранят положение вещей, при котором частная и бизнес-авиация остаются прерогативой богатых. Верн Рабурн, основатель, президент и глава компании «Эклипс Эвиэйшн», производителя нового типа легкого реактивного шестиместного самолета Eclipse 500

Читайте также:  Винтовые самолёты деловой авиации. Состояние и перспективы

— Бурный рост персональной авиации станет ведущей темой в истории второго столетия управляемых полетов. Частная авиация станет жизнеспособной альтернативой коммерческим перевозкам. Новое поколение малых реактивных самолетов сможет предложить скорость и безопасность по стоимости значительно более низкой, чем нынешняя техника. Эти самолеты послужат расцвету индустрии воздушных такси. Пассажир сможет в течение нескольких часов арендовать легкий самолет. Его с багажом довезут практически от места нахождения до самого лайнера, потом по удобному расписанию доставят по воздуху на взлетно-посадочную полосу, ближайшую к месту назначения. Такая услуга будет стоить немного больше, чем нынешние полные транспортные тарифы на аналогичные по дальности пассажирские перевозки. Но при этом она даст доступ к тысячам мест, которые авиация сегодня вообще не обслуживает. Легкий джет позволит на совершенно ином уровне ощутить владение собственной реактивной машиной и насладиться ее истинным использованием.

Рич Карлгард (Rich Karlgaard)
Из книги «Как американцы делают свою Американскую Мечту»
Подготовка текста —
Дмитрий Ганопольский