Летайте на вертолетах! Обзор западных вертолетных перевозок

Летайте на вертолетах!
Обзор западных вертолетных перевозок

В мире существует всего несколько авиакомпаний, занимающихся регулярными вертолетными перевозками. Большинство из них основаны уже достаточно давно. Но за счет чего они выживают? И есть ли возможности для развития этой отрасли? Полагаем, что эта информация будет полезной для российских организаторов перевозок.

Несмотря на то, что высокие цены на топливо поглощают большую часть прибыли, в мире еще остались компании, занимающиеся регулярными вертолетными перевозками. Более того, с целью повышения прибыли они пытаются расширить маршрутную сеть и дифференцировать рейсы в зависимости от их отраслевого назначения.

Несмотря на высокую стоимость билетов и упрямое нежелание аэропортов признать преимущества вертолетных перевозок и отказаться от своего видения вертолета как обычного судна с воздушным крылом, регулярные вертолетные рейсы пользуются спросом, поскольку позволяют быстро добраться из одной точки в другую независимо от особенностей ландшафта, осложняющих проезд наземным транспортом.

Неважно, что именно является альтернативой полету на вертолете — затяжное путешествие на пароме или движение по переполненным городским улицам. Многие выбирают этот воздушный транспорт, прежде всего, благодаря его лояльности к географическим особенностям. Однако число клиентов увеличивается достаточно медленно и, как правило, подвержено сезонным колебаниям.

Многие из существующих ныне регулярных вертолетных маршрутов были открыты достаточно давно. Например, компания British International и ее предшественники с 1964 г. выполняют регулярные круглогодичные рейсы на вертолете Sikorsky S-61 между Силлийскими островами и городом Пензанс, графство Корнуолл на юго-западе Великобритании. В ноябре British Columbia, авиалинии Helijet Airways, базирующиеся в Канаде, отметили 20-летний юбилей с начала выполнения рейсов между островом Виктория и Ванкувером. Однако этот бизнес стал приносить прибыль только в последние годы, прежде всего, за счет разделения санитарной и промысловой (рыбной) авиации.

Другие компании, занимающиеся вертолетными перевозками, можно считать новичками. Авиалинии Finland´s Copterline выполняют регулярные рейсы Хельсинки-u1058 Таллинн, Эстония, с мая 2000 г. Но в августе прошлого года один из их вертолетов, Sikorsky S-76C+, потерпел крушение в районе Балтийского моря вскоре после взлета. Все находившиеся на борту 14 человек погибли. Полеты были приостановлены в июне. Второй, оставшийся S-76С+ был продан.

В ближайшее время Copterline планирует обнародовать свое решение по поводу судьбы этого маршрута. Гонконгская компания HeliExpress, прекратила выполнение регулярных и чартерных самолетных авиарейсов, чтобы сосредоточится на регулярных вертолетных перевозках в районе дельты реки Чжуцзян в Китае. HeliExpress осуществляет ежедневные рейсы на вертолете S-76C+ из Макао в Гонконг и Шеньчжень. Кроме того, ведутся переговоры о выполнении полетов из Гонконга в Джиангмен через Макау.

Испанский оператор Helisureste (HS), базирующийся на юге Европы, в течении 10 лет занимается обеспечением полетов между юго-восточным городом Малага и Сеутой — одной из двух испанских застав на североафриканском побережье. В апреле компания HS ввела на средиземноморский маршрут новый вертолет AgustaWestland AW139, сменивший Bell 412, за счет чего увеличилась пассажировместимость (на два человек)а и сократилось время в пути на 10 минут (ранее 45 минут).

Прямая связь

Helisureste позволяет своим пассажирам, как правило, бизнесменам, избежать утомительного путешествия сначала на машине от города Малага до испанского порта Альхесирас (недалеко от Гибралтара), которое может продлиться около часа, а потом на пароме до Сеуты, что займет еще около 45 минут. Кроме того, клиенты HS, возвращающиеся обратно в Малагу, могут воспользоваться прямой связью с другими крупными коммерческими центрами, такими как Барселона, Мадрид или Севилья. Билет в один конец стоит 110 евро ($140).

Читайте также:  Air Lease Corp. приобрела восемь Boeing 737 MAX

Подобно Нормандским островам или Монако, Сеута отличается низким уровнем налогообложения. Поэтому здесь располагаются офисы всех испанских банков и крупных компаний. Компания HS начала свою деятельность в 1996 г. с выполнения полетов на вертолете Bell 412, рассчитанном на 13 пассажиров и 2 пилотов. Из-за снижения спроса на бизнес-рейсы в августе 2004 г. обслуживание было приостановлено на две недели. Сегодня, ориентируясь на опыт прошлых лет, компания регулярно уменьшает число рейсов в период отпусков.

AW139 ежедневно выполняет по четыре рейса. Пилотирование осуществляется по правилам полетов по приборам (ППП), а в Малаге пилоты могут сами выбирать между визуальным полетом или выполнением посадки по приборам. На подходе к Сеуте разрешено снижение до отметки 1000 футов (300 м). Для транзитной воздушной трассы устанавливается более низкий предел высоты. Однако, если посадочной точки не видно, летный экипаж должен повернуть обратно по направлению к Малаге.

Коммерческий директор Helisureste Антонио Мартинес говорит: «Мы остановились на AW139 потому, что он обладает более высокой скоростью — 307 км/ч, и это более современная модель, что положительно сказывается на имидже компании. На этом вертолете от Сеуты до Севильи можно добраться всего за 45 мин. Кроме того, он отличается более низким уровнем шума и повышенной степенью комфортности». В пределах этого диапазона находятся другие испанские владения, расположенные на территории Северной Африки к востоку по марокканскому побережью, а именно Мелилья. «Но там есть аэропорт, — говорит Мартинес — поэтому спрос на вертолетные перевозки будет невелик».

У Helisureste нет транспортного соглашения с главным испанским авиаперевозчиком — компанией Iberia. Но билеты на рейсы Helisureste продаются в туристических агентствах по всему миру. «Сотрудничество по перевозкам пассажиров стоит довольно дорого, а наши пассажиры в любом случае будут пользоваться услугами авиалиний, чтобы продолжить свое путешествие из Малаги в другие города и страны, так что выгода от сотрудничества невелика», — говорит Мартинес. В отличие от маршрута Малага Сеута, ориентированного в основном на бизнес авиацию, недавно организованные компанией Helisureste рейсы Мальта-Гоцо (удаленный от материка остров, лежащий к востоку от Мальты в Средиземном море), в первую очередь предназначены для туристов. Ранее рейсы по данному маршруту осуществлялись местным оператором на вертолете Mи-8, но когда в 2004 г. остров вошел в состав Европейского Союза, обслуживание прекратилось, т.к. не соблюдались требования JAR Ops 3. Таким образом, компания HS получила возможность занять эту нишу, обойдя (среди прочих) British International.

Полеты выполняются на вертолете Bell 412EP, но HS рассматривает вопрос введения на маршрут вертолета Eurocopter AS365N1 Dauphin, эксплуатация которого для обслуживания 20 островных секторов станет дешевле. «Цена билетов имеет решающее значение. В связи со снижением стоимости авиаперелетов по Европе, полет из Лондона на Мальту может стоить дешевле, чем с Мальты на остров Гоцо, — говорит Мартинес. — Первый год работы был достаточно тяжелым, но сейчас мы сотрудничаем с несколькими туроператорами, которые занимаются организацией экскурсионных поездок.

Читайте также:  Lufhtansa наймёт 3000 человек

Обслуживание осуществляется круглые сутки, т.к. мы обеспечиваем регулярную связь с ночными рейсами из Великобритании в Мальтийский международный аэропорт Лука».

«Наша компания также выполнила ряд тестовых полетов на нефтяные вышки, расположенные на некотором расстоянии от ливийского побережья. Сегодня, когда эмбарго на ведение торговли снято, мы подумываем об организации нового бизнеса. Все крупные компании понимают, что данный район очень перспективен. Я уверен, что, заявляя о своем желании получить право на осуществление островных перевозок, все строили соответствующие бизнес-планы. У нас теперь есть возможность стать первопроходцами в этой области», — считает коммерческий директор Helisureste.

Мартинес рассказал, что HS изучает спрос на вертолетные перевозки, за счет которых можно было бы установить прямую связь между Балеарскими островами и центральными районами Лас Пальмас и Тенериф, Канарские острова. «На Канарских островах бизнес-авиация очень востребована, а аэропорты находятся достаточно далеко от центральных городских районов», — говорит Мартинес.

Спрос на вертолетные перевозки в деловых районах города.

А как же обстоят дела по ту сторону Атлантики? Регулярные вертолетные рейсы, связующие центр Манхэттена с аэропортами НьюЙорка, были возобновлены в конце марта этого года после перерыва, длившегося более 20 лет. Новый оператор US Helicopter (USH) эксплуатирует обновленные вертолеты Sikorsky S-76Bs. В ведении компании находится три таких машины. UHS обеспечивает почасовое сообщение между хелипортом Уолл-Стрит и нью-йоркским аэропортом Кеннеди за $159 долларов в один конец. Кроме того, в июне US Helicopter дважды в день выполняет перелеты из центра Манхэттена в Бриджпорт, Коннектикут. Вскоре компания также будет осуществлять почасовые рейсы из хелипорта, находящегося на 34-ой Ист Стрит, в аэропорт Кеннеди. А в конце года будет установлено сообщение между нью-йоркским аэропортом ЛаГардиа и аэропортами Ньюарка с одной стороны и хелипортом 30-ой Вест Стрит на западе Манхэттена с другой. В новом году USH планирует приобрести четыре новых вертолета S-76C++, отличающиеся боле экономным расходом топлива на коротких маршрутах.

Одним из решающих аспектов для USH является то, что по решению Транспортной службы безопасности хелипорта пассажирам авиакомпании American Airlines (с которой USH заключила партнерское соглашение) разрешается проходить паспортный и багажный контроль всего один раз, не повторяя эту же процедуру в аэропорту. Кроме того, пассажиры получают посадочный талон, который будет действителен в течение всего полета до места назначения. После восьмиминутного перелета они без труда попадают на территорию Терминала 9 (Т9) авиакомпании American Airlines в аэропорту Кеннеди. Однако пассажиры других авиалиний пока вынуждены повторно проходить паспортный и багажный контроль, а также регистрацию.

Эксклюзивный выход на посадку.

В аэропорту Кеннеди авиакомпания American Airlines разместила на территории терминала 9 стойку для обслуживания трех вертолетов S-76s. По словам вице-президента отдела маркетинга US Helicopter Дональда Мак´Салливана, компания договорилась о сотрудничестве с «Американскими авиалиниями» отчасти потому, что с ними был заключен долгосрочный контракт на лизинг аэропортовой собственности. Руководство American Airlines было очень заинтересовано в развитии USH, т.к. сознавало выгодность такого бизнеса. В скором времени подобный договор также будет заключен с аэропортом Ла-Гардиа, однако в данном случае эксклюзивными правами будут пользоваться не только пассажиры American Airlines. «Мы проводим переговоры и с другими авиакомпаниями, в частности с British Airways.

Читайте также:  Персональный самолёт больше чем роскошь, это необходимость.

Право выбора перевозчика остается за пассажирами, они не обязаны пользоваться услугами компаний, заключивших партнерское соглашение», — говорит Мак´Салливан. Исполнительный директор USH Джерри Мерфи давно занимается организацией вертолетных перевозок в Нью-Йорке. Он работал на компанию Pan American, выполнявшую перевозки на вертолете Westland 31, который уже не эксплуатируется. По его словам, маршруты, одобренные Федеральным управлением гражданской авиации США, обеспечивающие связь между тремя хелипортами с одной стороны и тремя аэропортами с другой, были с успехом продемонстрированы в середине февраля.

«Все полеты и заход на посадку выполняются согласно ПВП, при этом пилоты по мере возможности пытаются избежать полетов через наиболее крупные жилые зоны, выбирая маршруты, проходящие над морским пространством. Полет занимает от пяти до восьми минут.

Для сравнения: поездка на автомобиле может длиться около двух часов, если движение затруднено», — рассказывает Мерфи. «Согласно погодным ограничениям, в аэропортах Кеннеди и ЛаГардиа нижняя кромка облаков должна находиться на высоте не менее 500 футов (152,5 м), минимально допустимая видимость должна составлять 1 морскую милю (1,8 км), в аэропорту Ньюарка данные показатели равны 300 футам (91,44 м) и 1 морской миле соответственно.

Верхняя граница отсутствует, но на практике она определяется в зависимости от длины сектора и колеблется в пределах от 1500 до 2000 футов», — добавляет Мерфи. Он объясняет ход стандартной процедуры: «При взлете с вертолетной площадки мы связываемся с диспетчерским пунктом аэропорта Кеннеди, а при заходе на посадку — с наземной службой American Airlines. Пилот получает разрешение на посадку с использованием трех различных траекторий, одобренных в зависимости от направления ветра. Он выбирает одну из них и осуществляет посадку у отметки «H» на территории American Airlines. Затем выполняется руление на расстояние 25 футов к указанному выходу терминала 9″.

Изменения в расписании.

Мерфи считает, что такие погодные явления, как туман и гололед, не могут сильно повлиять на расписание рейсов: «Туман бывает у нас только раз или два в год. К тому же он затрудняет работу не только хелипортов, но и аэропортов. За счет близости моря нам также не грозит обледенение. Но если вдруг случится нечто непредвиденное, мы всегда можем предложить клиентам один из наших лимузинов». Целью USH является обеспечение связи между хелипортами, находящимися в центре города, и аэропортами, расположенными на окраине. Если в Нью-Йорке подобная схема будет иметь успех, то компания может попробовать и дальше строить свою деятельность подобным образом в Лос-Анджелесе, Далласе и Вашингтоне вместо того, чтобы заниматься выполнением рейсов между различными городами.

Компания начала с эксплуатации подержанного S-76Bs, главным образом, благодаря его низкой стоимости. «Низкая стоимость позволила закрыть глаза на некоторые недостатки, выявляющиеся при эксплуатации вертолета на такие короткие дистанции», — говорит Мерфи. Начальные затраты на организацию перелетов составили менее $2 млн, утверждает Мак´Салливан.

USH рассчитывает, что в течение первого года услугами компании воспользуется около 150 000 человек. Если надежды оправдаются, то, по словам Мерфи, компания «будет заинтересована в приобретении вертолета Sikorsky S-92 повышенной мощности».

Энди Хили
(пер. Н. Монахова,
по материалам Flight)