Helitech’2005: Даксфорд, Англия

Англия, 1910 год, начало эры авиации.
Лорд Ронсли объявляет о проведении
первых международных авиагонок
по маршруту Лондон – Париж.

Helitech’2005: Даксфорд, Англия

     Англия, 1910 год, начало эры авиации. Лорд Ронсли объявляет о проведении первых международных авиагонок по маршруту Лондон – Париж. Так где же, как не в Лондоне, могла состояться выставка вертолётной техники Helitech’2005, проходящая раз в два года в окрестностях туманного Альбиона на островке авиационной истории – Даксфордском аэродроме! Территория музея Imperial World Museum (именно так называют его местные жители) мало напоминает аэродром в классическом его представлении.

     Усилиями почитателей истории в музее собраны все сохранившиеся и восстановленные образцы авиатехники, когда-либо выпускавшейся в Англии. Здесь на почётном месте знаменитый «Спитфайр», которому суждено было сыграть роль первого противника реактивной авиации Люфтваффе, и не менее известные «Мустанги» и «Аэрокобры», любезно предоставленные Америкой Старому свету, в ангарах, специально построенных на средства американских налогоплательщиков. А недавно музей пополнился летающим экспонатом из России – восстановленным И-15. Для привлечения большего числа посетителей энтузиасты воссоздали мастерские для реставрации и ремонта, где прямо перед публикой производят восстановление самолётов.

     Ежегодно в музее проводится выставка экземпляров раритетных ЛА «Летающие легенды», под флагом которой собирается до 300 участников.

     «В мире существует две профильные вертолётные выставки – HeliExpo в США и Helitech в Англии,– рассказывает Родион Николян. – Но изначально они отличаются философией. Если HeliExpo проходит в Экспоцентре, в оборудованных павильонах – где вертолёты в основном представлены в макетах, на подиумах и различных подставках, то здесь вертолёты стоят на открытой площадке: как правило, это летающие образцы, используемые для демонстрации. Однако получить более наглядное представление о технике и сделать свой выбор, на мой взгляд, в Даксфорде очень удобно. Все вертолёты выставлены в линейку. Можно определить визуально наиболее подходящий вариант: одни образцы выше, другие шире, третьи длиннее – не говоря уже о том, что дилеры любезно рассказывают об особенностях и достоинствах техники, разрешают посидеть в салоне, на месте пилота. Демонстрационный полёт возможен по устному соглашению с владельцем вертолёта».

     Но в Лондоне выставка ориентирована более на специалистов, а не на широкую публику, как Ле-Бурже, Фарнборо, МАКС. В США производители сами представляли свою технику, а в Лондоне технику компаний Eurocopter, Robinson и других демонстрировали региональные дилеры (Мак-алпин и пр.). Понимая важность проводимой выставки и возросший спрос на вертолётную технику, компании Bell и Agusta, имевшие свои представительства, в качестве демонстрационных образцов использовали вертолёты, проданные в Европе. Всего демонстраторов было 35 экземпляров, и около 70 вертолётов владельцы выставили на лётном поле.

     В виде выставочного стенда с фотографиями и буклетами Ка-226 присутствовали на выставке и представители Казанского вертолётного завода, что в сравнении с разнообразием демонстрационных образцов было явным проигрышем перед потенциальными клиентами.

     Так, Agusta Westland демонстрировала все образцы ЛА: Коалу, Агусту-109, Агусту Гранд и Агусту Белл-139. Компания Bell Helicopter представила Белл-206, 407, 430. Компания Sikorsky знакомила посетителей с Сикорским-76 и Сикорским-92 класса Люкс. Eurocopter показал EC-120, 135, 145, 335, 350.

Читайте также:  Пять причин спада продаж широкофюзеляжных самолётов

     Спектр использования данной техники огромен и, собственно, зависит от типа машин: поршневой вертолёт или газотурбинный. Это корпоративное или частное применение, эвакуация больных, полицейское патрулирование, перевозка грузов…

     Представители компаний стремились продемонстрировать лучшие качества своей техники. Однозначно выявить лидера невозможно. Для одних клиентов наиболее важный фактор – скорость, для других – количество мест в салоне, для третьих – стоимость лётного часа, соотношение цена / качество.

     На Helitech’2005 примерно впятеро меньше, чем в США, было представлено компаний, специализирующихся на сервисном обслуживании вертолётного бизнеса: это запчасти, расходные материалы, навигационное и прожекторное оборудование, напольные покрытия heli-портов, занимающие одно шале. Потенциальными покупателями вертолётов стали и представители бизнеса из России, прибывшие в Англию (а/п Кембриджа) на арендованном Learjet-60. Один из них после знакомства с экспозицией выбрал Агусту-109, скоростной 2-турбинный вертолёт, сертифицированный в РФ в комплектации Люкс, тем самым подтвердив важность главных требований бизнесмена – безопасности, экономии времени, престижа и оптимального уровня комфорта.

Денис Тыкулов
Сергей Желиховский
Фото Родиона Николян