Красные самолеты должны летать быстрее черных…

«Красные самолеты должны летать быстрее черных…»

Роберт Людвигович Бартини был, пожалуй, самой колоритной личностью среди советских авиационных конструкторов. Выходец из родовитой итальянской семьи, в начале XX века увлекся коммунистическими идеями и в 1920-е годы уехал в Советскую Россию помогать в создании Красного Воздушного флота.

«Красные самолеты должны летать быстрее черных», — таково было творческое кредо и смысл всей жизни Роберта Бартини.

Он не шел проторенным путем и не строил обычных самолетов. Это было ему не интересно. Энциклопедичность знаний, широта инженерного и научного кругозора позволяли Бартини беспрестанно выдвигать новые, чрезвычайно смелые технические предложения, быть «генератором идей», причем многие отмечали его сходство с великим соотечественником Леонардо да Винчи.

Бартини создал сравнительно немного самолетов. Но каждый из них имел оригинальную конструкцию. Скоростной экспериментальный истребитель «Сталь-6» был необычен расположенными в обшивке крыла радиаторами и одноколесным шасси. Двухмоторный пассажирский «Сталь-7» отличался нетипичной формой соединения крыла и фюзеляжа. В годы Великой Отечественной «советский итальянец» создал проект ракетного истребителя, который по скорости должен был вдвое превосходить самолеты с обычными винтом и двигателем внутреннего сгорания. После войны Бартини проектирует совершенные в аэродинамическом отношении сверхзвуковые боевые самолеты, строит первый в мире широкофюзеляжный транспортный самолет и многодвигательный вертикально взлетающий самолет-амфибию.

Неизменно изобретавший что-то новое, Роберт Людвигович был «головной болью» для руководителей авиапромышленности. Он не боялся критики, и даже гибели своих замыслов, и не получая поддержки «сверху», не сдавался, а брался за новый, еще более дерзкий проект…

В книге, написанной на основе архивных документов и воспоминаний ветеранов, хорошо знавших Бартини, прослежен творческий путь этого необычного человека с нелегкой судьбой.

Н.В.Якубович.
Самолеты Р.Л. Бартини.
108 стр., с ил.
«Русское авиационное общество»