HELIEXPO-2005: РОЖДЕНИЕ НОВЫХ ЗВЕЗД

6-8 февраля 2005 года.
г. Анахайм, Калифорния, США
Выставочный центр

Вертолетный рынок имеет свою специфику: в отличие, скажем, от автомобильного, он не балует ежегодными новинками, и очередная выставка HeliExpo 6-8 февраля в выставочном центре г. Анахайм, Калифорния, стала событием вертолетного мира. Три «топовых» дебюта — это много!
Впрочем, чего-то подобного и ожидали. Мировая вертолетная индустрия, оказавшись в благоприятной экономической ситуации, переживает подъем, и те производители техники, что вышли на старт с хорошим заделом, попали в число лидеров. Так, Agusta-Bell представила новый «полутяжелый» 12-местный АВ-139 — настоящую находку для авиакомпаний и фирм нефтегазовой отрасли. АВ-139 обеспечивает перевозки на маршрутах протяженностью до 900 км без дозаправки, в чем остро нуждается современный нефтяной бизнес, платформы которого уходят всё дальше от морских берегов. Появление этого незаурядной аппарата, несомненно, придаст новый импульс вертолетной индустрии: достаточно сказать, что портфель заказов на АВ-139 вмещает уже 100 машин. Традиционный мировой лидер тяжелого вертолетостроения компания Sikorsky Aircraft также восприняла наметившуюся тенденцию, представив S-92, оформленный и оборудованный с изысканностью реактивного бизнес-джета. Вдобавок, как оказалось, «Сикорский» поглотила компанию Sweiczer, и теперь вертолеты этой известной марки живут под крылом «старшего брата». Судя по всему, поглощения (или, точнее, смены «вывески») не избежит и Hughes Helicopter, чья экспозиция выглядела слабовато. Возможно, компания втайне готовит сенсацию? Кто знает…

Robinson Helicopter сенсации не сделала, но и того, что увидели посетители выставки, оказалось достаточно для уверенного вывода: в своей рыночной нише «Робинсон» конкурентов не имеет, и в ближайшее время обойти его не удастся никому. Понимание особой важности применения современных технологий при создании легких вертолетов уже поставило Robinson Helicopter в один ряд с ведущими мировыми игроками, а удачный маркетинг способствует изменению отношения потенциальных клиентов, хотя бы к модели R-44. Если раньше эти машины позиционировались исключительно как частные, то сегодня к ним уже присматриваются силовики, специально для которых была создана «напичканная» версия R-44 NewsCopter, оснащенная новейшим оборудованием видеонаблюдения и солидным навигационным комплексом.
Eurocopter представила модели ЕС-120 и ЕС-130 в новых вариантах оснащения; кроме того, Европа сделала невероятный ход конем: компания Agusta-Westland отбила у Sikorsky Aircraft их традиционную и престижнейшую нишу — производство вертолетов для президента США. И хотя американцы утешают себя тем, что президентские US-101 будут выпускаться у них, факт остается фактом: к 2009 г. глава ведущей вертолетной державы будет летать на машине иностранной разработки. Посочувствуем «Сикорскому», размышляя о превратностях судьбы!
Но конечно, звездой первой величины на HeliExpo-2005 стала американская компания Bell Helicopter, представившая потрясающую новинку по принципу «2 в 1». Начать рассказ о сенсации следовало бы с успеха однодвигательного Bell-407, который, несмотря на введенные ограничения на полеты вертолетов данной категории над населенными пунктами, за шесть лет разошелся по миру в количестве 625 экземпляров, два из которых летают в России.

Читайте также:  В России может появиться новая авиакомпания — WeGo Air

Следующими в линейке «Беллов» стали двухдвигательный «427» и люксовый «430». Bell-407 стоит порядка $1,5 млн, «427-й» — $2,5 млн, а «430-й» — $5 млн. Как видите, образовалась ценовая ниша, которую нужно было заполнить. И вот — сенсация! Bell Helicopter выводит на рынок новый вертолет Bell-429 Global Ranger Light Twin. На выставке эта машина стоимостью $3,8 млн. была представлена в двух модификациях: утилитарной и люксовой. Утилитарная оснащена весьма простым салоном, полозковым шасси и (впервые в практике Bell Helicopter) двустворчатой дверью грузового отсека. Люксовая версия поражает стильной отделкой салона. Даже как-то неудобно за конкурентов, настолько красиво выглядит эта машина с трехстоечным колесным шасси. Всего за 3 дня выставки было проплачено более 110 заказов на Bell-429. Среди посетителей были и представители вертолетного бизнеса РФ и СНГ. Интерес к таким событиям невероятно высок. Потенциальный рынок вертолетной техники на просторах бывшего СССР имеет положительные перспективы, и с принятием политических решений об изменении нормативно-правовой базы в области частной авиации мы станем свидетелями события, подобного вспышке сверхновой! Даже при нынешнем положении дел с законами российский рынок, вопреки пессимистическим прогнозам, востребовал не менее 25 «Робинсонов»… Какая техника: Агуста, Белл, Коала, Сикорский или MD-600 получит признание среди потенциальных потребителей в России — покажет время.


Александр Швыдкин
Фото: Родион Николян