Heli-Expo 2007

Heli-Expo 2007

В начале марта в Орландо (США) прошел традиционный главный форум вертолетчиков. Heli-Expo — самая большая ежегодная выставка в мире, посвященная вертолетам. Это своего рода подведение итогов и определение основных ориентировд альнейшего развития винтокрылых машин. Официальный ее организатор — Helicopter Association International. В этом году Heli-Expo собрала рекордное число представителей отрасли разработчиков, производителей, эксплуатантов, менеджеров и просто любителей авиации. В связи с этим AJS задал несколь-ко вопросов представителям российского вертолетного бизнеса.

Евгений Ермаков, президент «Русской вертолетной компании «ГАЛС»

— Что для Вас выставка в Орландо?

— В 1995–1996 гг. я впервые попал на выставку Международной вертолетной ассоциации. И с тех пор не перестаю удивляться, что данная индустрия имеет на каждый год предельно четкую и понятную составляющую вертикального взлета. Объемы экспозиции с каждым годом, как ни странно, увеличиваются. Мы видим появление разнообразных «ноу-хау» и всяких программ, которые связаны с развитием машин, не похожих на вертолеты, например, дельтапланов. Так что приехать профессионалу на эту выставку, я думаю, будет интересно всегда.

— Какие новинки заинтересовали?

— В данном случае новых вертолетов не было представлено. Кроме одного заявления, о том, что фирма Robinson будет делать машину под номером 66. Мы все, безусловно, благодарны отцу-основателю Фрэнку Робинсону, что когдато был создан легендарный Robinson 44, и 66-й, видимо, станет его лебединой песней.

Безусловно, для тех, кто планирует строить собственные вертолеты, как для частных компаний, так и для государственных структур, появление на рынке младшего собрата легендарного двигателя S20250, который трудится уже более 30 лет, можно назвать революционным. Новый двигатель мощностью в 300 л.с. создан на базе сверх-проверенных и сверхнадежных технологий компании Rolls-Roys. Раз в 8–10 лет, как правило, появляется новый двигатель для вертолетов. И сейчас появление двигателя в данном мощностном сегменте, тем более по заявленным отпускным ценам фабрики — около $250 тыс. — очень хорошая новость. Такой газотурбинный двигатель может быть поставлен как на самолеты, так и на вертолеты. И, с учетом нынешнего подорожания топлива, это просто революционная новинка, и крайне своевременная. Это самый экономичный и самый дешевый из газотурбинных двигателей в мире.

Читайте также:  Пилоты American Airlines вслед за бортпроводниками жалуются на новую форму

— Из сопутствующих товаров что-то произвело впечатление?

— Надо отметить, что на сегодняшний день уже почти все компании-производители заявили об имплантированных гласкоптах, которые отображают на ЖК-мониторах работу всего оборудования и датчиков. Они есть уже у всех компаний, и это очень радует, т.к. значительно повышается безопасность полета. С помощью них можно будет обеспечить высокую надежность при совершении полета в сложных условиях в тумане, при дожде, в снег, ночью.

— Личные впечатления?

— «Русская вертолетная компания» уже традиционно ежегодно приглашает всех наших партнеров и потенциальных заказчиков посетить эту выставку. В этом году в нашей делегации было порядка 18 человек, которые совместно с сотрудниками «Русской вертолетной компании» побывали на выставке, получили качественный перевод с английского и профессиональные консультации, не отходя от борта вертолета.

Наш принцип, остающийся неизменным уже 12 лет «Сначала безопасность, потом бизнес». Поэтому мы предельно ответственно и откровенно рассказываем о всех возможностях винтокрылых машин. Это не ставит нас в конкурентную позицию ни с Bell, ни с Eurocopter, поскольку мы всегда находим положительные моменты и у наших конкурентов. Просто, когда у нас есть с чем сравнивать, то мы откровенно об этом говорим. Для нас нет плохих вертолетов, у нас есть просто любовь к NOTAR (No Tail Rotor — вертолет не имеет рулевого винта). И мы искренне желаем, что бы все, кто задумывается о приобретении винтокрылых машин, обратили внимание на это уникальное явление, многократно повышающее безопасность полетов — на систему NOTAR. А также чтобы те, кто готов приобрести машину, стремились съездить на фабрику, полетать на демонстраторах с пилотами, налетавших на этих вертолетах уже тысячи часов, чтобы почувствовать, насколько машина может быть великолепна в руках опытного пилота.

Читайте также:  Air Astana окрасится в Минводах

Александр Климчук, президент компании «Аэросоюз»

— Почему Вы каждый год ездите в Орландо?

— Орландо — это главная международная отраслевая вертолетная выставка, на которой собираются все участники производители, дилеры и покупатели этой техники. В одном месте можно посмотреть все модели и отследить тенденции. В этом году вместе с делегацией «Аэросоюза» в Орландо приехали 5 членов клуба, и они убедились, что на выставке вертолеты смотрятся совсем по другому, когда можно посмотреть, попробовать, уточнить и выяснить подробности. Например, за три дня работы выставки ее посетило несколько десятков тысяч человек, и было заключено предварительных контрактов и соглашений на сумму около $800 млн, при общем объеме мирового вертолетного рынка в $40–60 млрд.

— Какие новинки заинтересовали?

— В этом году прошла презентация нового вертолета Robinson R66. Это 5-местный газотурбинный вертолет с новым двигателем от Rolls-Royce на 300 л.с. Эта многоцелевая машина, в первую очередь предназначенная для ведения бизнеса и дальних перелетов, может составить конкуренцию Bell 206 и Eurocopter EC 120 Colibri.

— Насколько интересными оказались сопутствующие товары?

— Как всегда, на каждый вертолет есть масса производителей всевозможных деталей. Всего их было представлено около 500. Из интересного можно отметить новые обзорно-выпуклые двери, многофункциональную авионику с ЖК-дисплеями, всевозможные элементы оформления салонов вплоть до бассейнов, телевизоров и «музыки».

— Какие тенденции в развитии вертолетного рынка удалось подметить?

— В последние полгода вертолетный рынок переживает бум. Время ожидания новой машины выросло до 3 лет, поэтому сейчас бывшие в употреблении вертолеты продаются дороже новых на 10–20 %. Это связано с тем, что подержанная машина после грамотной эксплуатации выглядит как новая, а купить ее можно без очереди.

Читайте также:  Southwest Airlines заказала у Boeing ещё 40 MAX 8

— С чем Вы связываете вертолетный бум в России?

— В первую очередь с тем, что все больше людей узнают, что летать можно. «Аэросоюз», как и ваше издание, полагает, что рекламировать надо не столько свой бизнес, сколько идею развития частной авиации.

— Ваши планы на будущее?

— Если честно, то хотелось бы производить вертолеты. А начать хотя бы со сборки.

Беседовала Ирина Овчарова
Фото «Аэросоюз», «Галс»