«Яки», дарящие свободу

«Яки», дарящие свободу

80 лет исполняется всемирно известному Опытному конструкторскому бюро имени А. С. Яковлева. Ведущее авиапредприятие
России возникло в процессе создания своего первого самолета
АИР-1 как самодеятельная группа
конструкторов и рабочих. Датой
рождения ОКБ считается 12 мая
1927 г., когда летчик Юлиан Иванович Пионтковский — в будущем шеф-пилот ОКБ — поднял
АИР-1 в воздух. Это был первый
самолет конструкции Александра
Сергеевича Яковлева.

Впоследствии ОКБ создало свыше
200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100
серийных. Построено 70 000 самолетов марки «Як» — наибольшая цифра
для российских фирм.
Одним из направлений в деятельности ОКБ А. С. Яковлева стало создание легких учебно-тренировочных,
спортивных и многоцелевых самолетов. Машины оказались настолько
универсальны, что с «раскрепощением неба» на них устремили свои взоры и бизнесмены, и любители, желающие после трудов праведных отдыхать активно, летая в собственное
удовольствие.
К началу 1990-х, когда «подул ветер свободы», а партия и правительство взяли твердый курс на конверсию производства, оказалось, что
ниша легких самолетов в стране
опустела, и многие кинулись ее заполнять. Из большого количества
проектов и опытных экземпляров
лишь несколько самолетов дошли до
стадии серийного производства. Финансовый поток довольно быстро
иссяк, а «новые русские» бизнесмены не торопились вкладывать деньги в авиастроение — проще было купить подержанную «Цессну».

Среди перспективных программ
был и шестиместный Як-58, построенный в нескольких экземплярах.
Задел по Як-58 не выбросили на
свалку, а сохранили до лучших времен. Спустя десять лет о самолете
вспомнили, и сегодня эта дешевая
(по сравнению с ее ближайшими
аналогами) многоцелевая машина
возрождается. Для координации и
управления инвестиционной программой самолета создана международная компания «Як-Алакон», главный офис которой находится в Казахстане.
Время словно испытывает людей
и их творения на прочность. Казалось бы, почти 40 лет прошло с момента создания четырехместного самолета Як-18Т, тем не менее, простейшая конструкция, кое-где обтянутая полотном, пережила целое поколение. В Советском Союзе на Як18Т в 1987 г. неожиданно поставили
крест, прекратив эксплуатацию самолетов в гражданской авиации. Но
этой машине была уготована еще
долгая судьба. И как тут не вспомнить такие яркие имена отечественного самолетостроения, как Сергей
Яковлев, Юрий Янкевич, Дмитрий
Драч, которые вложили свои души в
этот нестареющий самолет.

Читайте также:  Первые кресла LIFT достались LOT

Подтверждением высокой надежности самолета и его хороших
летных качеств явились успешные
перелеты группы Як-18Т в 1990 г. из
Москвы в Сиэтл (США) и обратно, а
в следующем году из Москвы в Австралию и обратно. В 1993 г. состоялся первый полет возобновленного в
серийном производстве Як-18Т, и за
последующие пять лет Смоленский
авиазавод выпустил 62 машины. За
годы серийной постройки завод в
Смоленске сдал заказчикам 613 самолетов этого типа, которые эксплуатируются почти в 20 странах.
Новый этап жизни Як-18Т начался в 2006 г. К этому времени в училищах гражданской авиации создалась
крайне тяжелая обстановка с подготовкой пилотов из-за недостатка материальной части. Дело дошло до того, что годовой налет курсантов составлял всего 50 часов, в три раза
меньше требований ИКАО.
Для решения этой проблемы
Минтрансом РФ был объявлен конкурс на строительство самолета для
первоначальной летной подготовки.
Учитывая сжатые сроки поставки самолетов в училища, а также сохранившуюся на Смоленском авиационном
заводе производственно-технологическую базу, решили возобновить
производство Як-18Т.

При этом самолет подвергся серьезной модернизации. Так, топливные
баки заменили баками-кессонами,
усовершенствовали топливную систему, обшивку из перкаля заменили более долговечной синтетической тканью, установили трехлопастной винт
с металлическими лопастями с лучшими тяговыми характеристиками и
пониженным уровнем вибрации и
шума. Оснастили самолет новой авионикой, кабину оборудовали отдельными приборными досками для курсанта и инструктора. В настоящее
время завод получил заказ на 60 Як18Т для летных училищ гражданской
авиации.
А в ОКБ А. С. Яковлева, как дальнейшее развитие размерного ряда Як18Т сейчас разрабатывается новый
тип — Як-118.

Не стоит думать, что Як-18Т —
единственный отечественный самолет, годный для обучения будущих
пилотов и решения других задач.
Взять, к примеру, четырехместный
Ил-103. Великолепный во всех отношениях самолет, но… дороговат, причиной тому — американский двигатель. Впрочем, у каждого воздушного
судна свой заказчик. Хотя цена на Як18Т недавно резко поднялась, главным образом из-за подорожания комплектующих изделий.
Помимо учебных и многоцелевых
самолетов, ОКБ занимается созданием спортивно-пилотажных машин.
Так, к концу 1991 г. возникла потребность в двухместном пилотажном самолете для подготовки летчиковспортсменов высшей квалификации.
Учитывая, что основными требованиями, предъявляемыми к нему, были
высокие пилотажные качества, надежность, простота обслуживания и низкая стоимость, взяли за основу хорошо зарекомендовавший себя акробатический самолет Як-55М.

Читайте также:  Китайский банк развития возглавил распродажу HNA

Для обучения и тренировок летчиков экстра-класса на тот момент
уже существовал двухместный Су-29,
изготовленный из композиционных
материалов. Поэтому многим он оказался не «по карману», к тому же его
ремонт более трудоемок, а цельнометаллический «Як» впитал в себя все
преимущества предшественников.
Первый опытный экземпляр самолета Як-54 впервые взлетел 23 декабря 1993 г. Помимо России, он эксплуатируется в странах Америки, в Австралии, Италии, Франции. С 1998 г.
сборная команда России по высшему
пилотажу, участвуя на Як-54 в чемпионатах Европы и Мира первой лиги,
неоднократно занимала высокие призовые места. Во Франции на самолетах Як-54 создана единственная в мире женская пилотажная группа. В связи ростом спроса на Як-54, их серийный выпуск налажен на Арсеньевском
авиационном производственном объединении (ААПО) «Прогресс».

Кроме Як-18Т и Як-54, продолжается довольно успешная эксплуатация
учебного Як-52 и пилотажных самолетов Як-55 и Як-55М. Причем на Як52 решением Международной авиационной федерации (FAI) проводятся
даже отдельные чемпионаты мира.
Но не стоит думать, что в ОКБ
жизнь остановилась на заделе прошлого века — в планах конструкторов есть и другие, не менее впечатляющие проекты. Дело за главным — за заказчиком.

Николай Якубович