Время собирать камни…

Время собирать камни…

Я давно замечал, что ограненные ювелирные камни могут влиять на состояние человека. Одни сильнее, другие — слабее. Однажды мой друг сказал мне: «Когда я рассматриваю игру света в гранях камня, сделанного мастером, я словно растворяюсь в этом камне; у меня проходит головная боль, улучшается настроение и общее самочувствие. Но далеко не все камни на это способны…».

Размышляя над этим, я предположил, что наш глаз видит и фиксирует гораздо больше, чем разум может воспринять осознанно. Ученые говорят, что в абсолютной темноте глаз может реагировать даже на отдельные кванты света!

Но из океана информации, что каждый миг фиксируется сетчаткой глаза, мозг аккуратно отсеивает то, что ему кажется «несущественным». Отметим это и вернемся к ювелирным камням.

В настоящее время на рынке абсолютное большинство камней имеет низкое качество огранки. Грани «наезжают» одна на другую, их форма совершенно разная, какая-либо симметрия отсутствует, поверхности не плоские, а скругленные, полировка тоже далеко не зеркальная. Часто все это видно (или, точнее сказать, осознаваемо при рассматривании) даже невооруженным глазом.

То есть камни, представленные сегодня на рынке, в большинстве своем дисгармоничны, а значит эстетическое восприятие камня и его воздействие на психо-физиологическое состояние человека, соответственно, такие же невысокие. По таким «россыпям» взгляд обычно скользит, не останавливаясь. Однако мне приходилось держать в руках работы настоящих мастеров огранки, Мастеров с большой буквы. Даже синтетические, лишенные могучей природной энергетики, эти камни завораживают, притягивают, успокаивают и радуют. Раз взяв их в руки, с ними уже трудно расстаться. Поэтому качество огранки ювелирного камня играет ключевую роль в его потребительских свойствах; хорошая огранка может раскрыть достоинства даже самого простого и невзрачного материала, а неудачная может свести на нет все очарование самых лучших и дорогих драгоценных камней.

Читайте также:  NBAA-2006: сезон развития бизнес-авиации. Подведение итогов.

Еще одно наблюдение, которое может быть интересным, можно сделать, сопоставляя рынок камней и ювелирных украшений. Ювелирные украшения, как правило, стоят в пятьдесять раз дороже, чем металл, из которого они изготовлены (золото, серебро, платина, палладий и т.д.), в зависимости от сложности работы и без учета стоимости камней. В то же время стоимость ограненных камней на рынке сопоставима со стоимостью сырья, за вычетом части материала, уходящей в отходы при обработке. Это означает, что стоимость работы огранщика стремится к нулю. И это вполне объяснимо. Сегодня большинство ювелирных камней поступает на рынок из развивающихся стран — Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Латинской Америки, где уровень технического оснащения минимален, а цена ручного труда чрезвычайно низка. Зарабатывая по $50-100 в месяц, такой огранщик может обрабатывать до двух десятков камней в день! Можно себе представить, каково будет при этом качество работы! В то же время настоящие Мастера, работающие так, что погрешности огранки практически неразличимы даже при 10-кратном увеличении, затрачивают на огранку одного камня от 15 до 40 рабочих часов в зависимости от сложности дизайна и от физических свойств конкретного камня.

Здесь надо сделать небольшое отступление. Прозвучал термин «дизайн огранки». Мы привыкли к другому выражению — «форма огранки». Эти формы известны: круг, овал, прямоугольник, ромб, маркиз («лодочка»), треугольник, груша и сердечко. На самом деле энтузиасты-любители и мэтры профессионалы разработали уже многие сотни, если не тысячи (!) разновидностей тех или иных форм. И теперь «круглая» форма охватывает огромный спектр дизайнов, начиная от простого «бриллианта» в 17 граней до сложнейшего «Patience II», который разработал американский Мастер Jeff Graham и который насчитывает 735 граней! А сколько есть различных вариантов, когда, к примеру, вращая камень в руках под лучом света, видишь внутри то прямоугольник, то овал, а то вдруг неожиданно «вспыхивает» Мальтийский Крест! А чего стоит, например, «Глаз Клеопатры», созданный также Мастером из США (Bob Keller), в котором 145 граней камня складываются в абсолютно пропорциональный глаз, со своим зрачком и даже с радужной оболочкой! Иногда из граней складывается дивный узор снежинки, а иногда — силуэт животного или насекомого…

Читайте также:  Интурист хочет летать на своих самолётах

Таким образом, дизайн огранки — первый шаг от продукта труда ремесленника к настоящему произведению искусства. К сожалению, очень немногие покупатели имели возможность приобщиться к этому искусству. В условиях неразвитого рынка, несформировавшейся культуры понимания красоты ювелирного камня, Мастерам трудно противостоять валу дешевых камней, поступающих из развивающихся стран.

Да, по большому счету, наверное, им этого и не надо. Они находят радость в самой работе, в общении с камнем; их подгоняет здоровый азарт сделать сложнее, лучше, точнее… В умах покупателей камней бытует страшное в своем невежестве мнение: «Если не заметно разницы — зачем платить больше?» А ведь разница заметна, остается лишь осознать ее… Я спрашиваю сегодня мастера-ювелира: «Сколько стоит изготовление украшения по моему заказу, в единственном экземпляре и с высоким качеством исполнения?» Он отвечает: «Рассчитывай примерно по $100 на каждый грамм готового изделия». (При стоимости золота в среднем $10 за грамм, это составит 1000%). Затем я прихожу к огранщику и задаю тот же вопрос: «Мне нужен камень высокого качества огранки по индивидуальному заказу из моего сырья. Сколько стоит твоя работа?» Огранщик отвечает: «25-30% от стоимости готового камня». При этом, конечно же, он ориентируется на стоимость подобных камней (без учета качества огранки!), продающихся на рынке. Почему?! Почему так мало?! Может быть, труд огранщика менее кропотливый, чем труд ювелира? Нет. Менее ответственный? Нет. Менее вредный для здоровья? Нет и нет. Так почему? «Если я попрошу больше, ты пойдешь на рынок и купишь дешевый камень из Таиланда или Бразилии, а я останусь без работы. Ведь если незаметна разница — зачем платить больше?».

Да нет же, друзья мои! Разница заметна и вполне осязаема, если внимательно прислушаться к своим ощущениям. Попробуйте, почувствуйте эту разницу! Конечно, дешевые камни тоже нужны, и не всем по карману заказывать шедевры. Но необходимо лишь разграничить сегменты рынка: вот это — рынок дешевого ширпотреба, который служит лишь вставками в ювелирные украшения; а вот это — рынок дорогих эксклюзивных камней, для которых ювелирное украшение будет лишь скромной оправой, подчеркивающей их ценность и очарование. Уверен, что и те, и другие камни обязательно найдут своего покупателя, и спрос на дорогие камни высочайшего качества огранки будет только расти по мере роста культуры людей и расширения диапазона сознательного восприятия Красоты и Совершенства.

Читайте также:  S7 возьмёт в лизинг Embraer E170

Премастер Виктор Тузлуков
Фото автора