L-29: мой первый и самый любимый


L-29: мой первый и самый любимый

     
Внешность обманчива, в этом я еще раз убедился, беседуя с высокой, эффектной, сдержанной до строгости девушкой, увлеченной небом и научившейся управлять реактивным учебно-тренировочным самолетом ВВС.

     — Впервые муж привез меня полетать на Ходынку в 2000 г., где я и выполнила ознакомительный полет с летчиком-испытателем Александром Борисовичем Ивановым. Меня потрясли необычные ощущения, которых ранее никогда не испытывала. Прежде всего, невесомость. В то время я профессионально занималась танцами, и это ощущение было мне знакомо, но было слишком скоротечно. Хотелось остановить мгновение. А тут… от всей души. Какие американские горки? Рядом не стояли! Еще запомнилось пикирование. Когда, кажется, вот-вот продавишь ногами пол и вывалишься. Наверно, очень важно сделать первый полет в жизни с опытным пилотом, которому доверяешь. На сегодняшний день у меня всего лишь 100 ч и только один официально освоенный самолет: мой первый и самый любимый — L-29. Почти весь налет был сделан за один сезон, в 2003 г. В 2005 г. удалось полетать только в Южной Африке у моих друзей с ведущим летчиком пилотажной группы «SASOL TIGERS FORMATION» Ральфом Домиником. В следующем сезоне в России готовлюсь летать на поршневом пилотажном самолете СП-91. Бытует мнение, что воспитать пилота вне профессионального ВУЗа невозможно, и соответственно, развитие общей или, как принято называть в России, любительской авиации значительно снижает безопасность полетов. Так ли это?

     — В нашей стране — безусловно, да! Тем более сейчас, в наше безумное время. Этот вывод вполне обдуман после того, что я насмотрелась в Мячково. На интуиции конечно можно летать, но только до поры, до времени. Пока не попадешь в незнакомую ситуацию.

     Хорошо, когда человек летит на «Цесс-не». Но ведь даже на этом простейшем самолете Кеннеди-младший умудрился воткнуться в океан.

     Мой муж Саша, в прошлом профессиональный летчик, привил мне привычку вести непрерывную самоподготовку. Одной «наземки» я исписала 8 толстых тетрадей. За все время полетов,я ни разу не уехала с аэродрома, не разобрав полет с инструктором и не записав ошибки в тетрадь разбора. Также и с предполетным тренажем.

     Раньше я удивлялась, когда Саша после небольшого перерыва, в месяц, просил летчика-инструктора слетать с ним провозку на Як-18М. Мне казалось, что это лишнее, ведь я садилась сзади и видела, что это абсолютная формальность. И на мой вопрос инструктору, он объяснил, что подобное поведение у профессионалов заложено «в крови». Профессиональная подготовка в ВУЗе воспитывала в пилоте главное — систему жесточайшего самоконтроля и самодисциплину. Хорошо, когда инструктор — профессионал. А ведь их сегодня все меньше и меньше. Главное — мы теряем традиции летной подготовки.

     Могу рассказать один случай из моей практики в Мячково. Курсант на конвейере, вместо того чтобы убрать щиток (самолет Як-18), убирает шасси. К воткнувшемуся в землю самолету со всего аэродрома, по традиции, сбежалась вся «аэродромная братия». Подъехал и инструктор этого курсанта. «Что случилось?» — спросил инструктор. — «А тебе скажи, и тебе захочется» — ответил ехидно курсант.

     Круто? Дальше — еще круче! Курсант продолжает не терпящим отрицания тоном: «Подготовь-ка мне следующий самолет». Через 15 минут курсант со своими друзьями полетел на другом самолете. Это после такой грубейшей прелюдии!

     Это не сказка и не вымысел, а абсолютно реальный случай. И, к сожалению, далеко не последний.

     Поэтому я убеждена, что для пилотов-любителей необходимо создать систему, подобную профессиональной, что, по-моему, совершенно не сложно. Надеюсь, что многие «горячие» головы за прошедшее время без полетов поостыли В Африке все были очень удивлены и поражены, когда узнали, что моя полная вывозная программа на реактивном самолете составила всего 13 ч 34 мин. У них это просто невозможно. Хоть ты сам Господь. Ты обязан отлетать 120 контрольных часов в летной школе. Причем со сдачей установленных экзаменов.

     — Путь к полетам: от мечты и желания к воплощению в реальность — у каждого человека имеет свою продолжительность. Для Вас освоение самолета — это познание себя, новой степени свободы, самоутверждение или что-то еще?

     — Прежде всего это наркотик, попробовав который, ты уже никогда не сможешь от него отказаться. Ведь освоение самолета — большая предварительная работа. Общение с большим количеством интересных людей, которых я повстречала именно в авиации. Это процесс. Мне доставляет удовольствие даже просто заправлять самолет. А сам полет — лишь некое подведение промежуточных итогов, закрепление теории.

     — Вы не замечали, как люди преображаются в воздухе? На земле — он «компьютер». Непробиваемый и «толстокожий». В воздухе — нормальный человек. Почему? Другое измерение. Здесь как в бане — все равны. Каждый человек, наблюдая за виртуозными пируэтами самолетов, испытывает разные ощущения: восторг, радость, боязнь, страх, ужас. Приходилось ли испытать нечто подобное?

     — Всегда, глядя на пилотаж других людей, я испытываю два ощущения. Это радость и зависть. Радость за того, кто летает, а зависть — жаль, что не я.

     — Рецепт преодоления естественного чувства самосохранения от Наталии Гынку…

     — Есть только одно средство — работа. Работа на земле. С книжками, в которых почти невозможно разобраться. С тетрадями, которые ты порою начинаешь ненавидеть. С правилами, которые ты сразу понять не можешь. А главное, с действиями в особых случаях, которые должны быть отработанны, как «ОТЧЕ НАШ», на автомате. В любое время дня и ночи, доведенные до инстинкта. Ведь уже на пятом самостоятельном часу у меня был очень сложный отказ. Только благодаря знанию действий в особых случаях полета я смогла достойно справиться с этой ситуацией. Меня потом даже наградили грамотой и памятным призом за «грамотные действия во внештатной ситуации в полете на реактивном самолете». Как вы готовитесь к полетам. Нужна ли спецподготовка?

     Теорию я читаю постоянно. Аэродинамика — моя, можно сказать, повседневная книга. Она со мной всегда ездит в машине.

     Я балетная. С пяти лет танцевала. В хореографическом училище мне привили чувство постоянного голода к физическим нагрузкам. Я занимаюсь в своем спортзале каждый день. Достаточно посмотреть на компьютер моего велотренажера, чтобы убедиться: за четыре года занятий на нем я уже «обогнула землю». Спортивных тренажеров у меня четыре, а вот летного — ни одного. А жаль! Мне так его не хватает!

     — Ваши пожелания пилотам-любителям в 2006 г.?

     — Не хочется о грустном. Но пожелание одно — чтобы мы смогли снова летать, и не в Южной Африке, Америке, Испании и т.д. А у нас дома, в России. Пожелать ребятам, которые летают в глубинке, несмотря ни на что. Летайте ребята!!! Пока летается. А то завтра и к вам дотянется карающая «лапа Москвы». Тогда и над вашими головами будут летать только «Боинги».

Читайте также:  Singapore Airlines растёт за счёт лоукостеров

Беседу вел Владимр Ковалев Фото: www.gynku.ru