VERY LIGHT — ЛЕГКИЕ РЕАКТИВНЫЕ БИЗНЕС САМОЛЕТЫ

       Если со сверхлегкими (ultra light), персональными (personal jets), реактивными бизнес-самолетами ситуация по-прежнему не ясна, поскольку большинство из производителей (рассмотренных в № 2 (7), 2005) не получили сертификатов, то в классе легких (very light) реактивных бизнес-самолетов, напротив, рынок сложился и в настоящее время успешно функционирует.
       Наиболее известными и доминирующими на рынке производителями в представляемом классе машин являются компании: Cessna (США), Raytheon Aircraft (США) и Sino Swearingen Business Aircraft (США/Тайвань).
       Анализируемые модели. Рассмотрим модели, претендующие на лидерство в указанном классе: Learjet-40; Cessna Mustang; Cessna CJ1 и CJ2; Premier I; Sino Swearingen SJ30-2. (См. таблицу).
       Learjet-40 (Bombardier Aerospace) был представлен на выставке в Фарнборо-2002 и уже в 2004 г. начались его первые продажи. Салон рассчитан на 6-7 пассажиров. Дальность полета — 3378 км. Навигационное оборудование и высокие аэродинамические характеристики позволяют уверенно преодолевать сильную облачность и турбулентность. Несмотря на малые размеры, он летает с высокой скоростью — до 859 км/ч. Высота потолков в салоне около 1,5 м, что доставляет некоторое неудобство и не позволяет пассажирам вставать во время полета в полный рост. Стоимость самолета в базовой комплектации составляет ~ $8 млн.
       «Неважно, куда Вы направляетесь и как быстро растете — реактивные самолеты семейства Citation всегда будут с Вами», — этим предложением компания Cessna, как правило, представляет свою продукцию, в т.ч. серию very light бизнес-самолетов: Cessna Mustang, CJ1 и CJ2.

       Cessna Mustang. Летно-технические характеристики и особенности самолета более подробно были рассмотрены в № 2 (7), 2005 г. Напомним лишь, что его сертификация ожидается в текущем году, а поставка в планах 4-го кв. 2006 г.
       Cessna Citation CJ1 и CJ2 — лёгкие реактивные самолеты для малого бизнеса. Впервые CJ1 был продемонстрирован, а о CJ2 объявлено на конференции NNBA-1998 в Лас-Вегасе, «…поскольку рынок требовал новых технологий и дополнительных возможностей». CJ1 является модификацией CitationJet, лидера рынка в сбыте реактивных самолетов для малого бизнеса (на территории Северной Америки). Имеет аналогичную ему конструкцию, но получил некоторые новшества: пилотажно-навигационную систему Collins Pro Line 21, которая содержит приборную панель из двух 8×10-дюймовых адаптивных дисплеев управления и контроля за полетом, ЖК дисплея HSI и ADI дисплея для второго пилота, AlliedSignal CNI-5000 радио, Collins RTA-800; радиолокационную станцию погоды Bendix/King KLN-900 FMS и радиовысотомер. Общий вес увеличился на 90 кг. Салон рассчитан на 5 пассажиров, дальность полета — 2300 км, скорость — до 706 км/ч. Стоимость модели в базовой комплектации составляет примерно ~ $4 млн.
       CJ2 был представлен как «… больший и более быстрый вариант CitationJet, специально предназначенный для нужд большого рынка». Основные отличия Citation Jet 2 от CJ1: кабина увеличена на 89 см, хвостовой обтекатель на 43 см; на каждой стороне установлены по 6 окон; размах крыльев увеличен на 90 см; хвостовое оперение по объему увеличено на 15%, по наклону — на 15 градусов; установлен новый двигатель Williams-Rolls FJ44-2C, что позволило повысить тягу на 21% по сравнению с FJ44-1A на CitationJet. Салон рассчитан на 6 пассажиров, дальность полета — 2870 км, скорость до 760 км/ч. Стоимость самолета в базовой комплектации ~$4,7 млн.
       Premier I — новейшая разработка компании Raytheon Aircraft (дочерней структуры корпорации, работающей в области создания систем оборонной промышленности). Серийный выпуск начат в 2001 г. Профилированный фюзеляж самолета имеет уникальную форму поверхности и полностью изготовлен из композиционных материалов. Это позволило решить ряд технических задач: облегчить общую массу конструкции; убрать из нее вспомогательные элементы (шпангоуты, ребра жесткости); увеличить полезный объем кабины; избавиться от коррозии. Самолет быстро набирает популярность во всем мире. В настоящее время один борт уже летает в РФ (принадлежит российскому владельцу), однако зарегистрирован за рубежом. Салон рассчитан на 6 пассажиров, дальность полета — 2648 км, скорость до 835 км/ч. Стоимость самолета в базовой комплектации ~ $4,8 млн.

Читайте также:  Norwegian собирается в Аргентину

       SJ30-2 создан в американо-тайваньском консорциуме Sino Swearingen. Первоначально самолет разрабатывался для фирмы Gulfstream под кодовым наименованием SA30 Gulfjet. В 1994 г. подписан контракт с тайваньской фирмой Sino о совместном производстве самолета в Мартинсбурге, штат Западная Виргиния. В модель внесены некоторые изменения: фюзеляж был удлинен на 1,32 м, установлены более мощные двигатели Williams-Rolls FJ44-2A (тягой 10,2 кН), изменен угол стреловидности крыла (стал равен 32 градусам); увеличен запас топлива; установлена пилотажно-навигационная система Honeywell Primus Epic с тремя 20х25 цветными ЖК дисплеями и интегрированным компьютером IC-615.
       В начале 2000 г. модель получила сертификат FAA, и уже во втором квартале начались ее серийные поставки. Салон рассчитан на 4-5 пассажиров, дальность полета — 4630 км, скорость — до 850 км/ч. Стоимость самолета в базовой комплектации ~ $5 млн.
       Описанные модели легких реактивных бизнес-самолетов получают всё большее признание за рубежом: до 2014 г., по прогнозам «Honeywell aircraft production forecast», ожидается устойчивый рост продаж в Европе и Азии.

Производители
и модели
Максимальная
дальность, (км)
Максимальная
скорость, (км/ч)
Экипаж /
количество
пассажиров (чел.)
Моторы
Цена,
(млн. $ )

Cessna AircraftCitation Mustang
2407,6
629
1(2) / 4
2 x PW615F
2,4

Cessna Aircraft CJ1
2731
773,9
1(2) / 5
2 х WR FJ44-1А
4

Cessna Aircraft CJ2
3111
741
2 / 6
2 х WR FJ44-2С
4,7

Raytheon Aircraft Premier I
2648
835
1 / 6(7)
2 х WR FJ44-2A
4,8

Sino Swearingen SJ30-2
4635
850
1(2) / 4(5)
2 х WR FJ44-2A
5

Bombardier AerospaceLearjet-40
3378
859
2 / 7
Honeywell TFE731-20-AR
8

Виталий Новиков