В Нью-Йорк на попутной ракете
Ричард Бренсон, владелец медиаимперии Virgin, рассказал о планах аэрокосмического подразделения корпорации — Vigrin Galactic. К 2009 г. Virgin Galactic начнет регулярные космические полеты на специальном корабле, вмещающем до шести туристов. Стоимость билета на частный комический корабль составит 100 тыс. евро
Медиамагнат не исключает возможности организации регулярной линии между Лондоном и Нью-Йорком, обслуживать которую будут специально сконструированные пассажирские ракетопланы, для создания которых Virgin Galactic объединяет усилия с NASA. Предполагается, что продолжительность полета составит менее двух часов, причем в течение примерно 5 минут пассажиры будут испытывать состояние невесомости.
Напомним, что корпорация Virgin является одним из крупнейших медиахолдингов, куда входят несколько радиостанций, телеканал, авиакомпания Virgin Atlantic, звукозаписывающая компания и множество других подразделений.
Одно из таких подразделений — компания Virgin Galactic, занятая космическими исследованиями и созданием частного космического корабля. Проектирование кораблей осуществляется компанией Scale Composites под руководством одного из самых талантливых и оригинальных авиаконструкторов — Берта Рутана, автора целого ряда гражданских и военных самолетов, построенных по чрезвычайно необычным аэродинамическим схемам.
В активе Рутана — космическая ракета-носитель легкого класса Pegasus, стартующая из-под крыла стратегического бомбардировщика В-52, и первый в мире частный космический корабль SpaceShip One, совершивший в 2004 г. несколько суборбитальных полетов.
Выгодное дельце
Пресс-конференция Бренсона была приурочена к завершающейся 23 февраля в лондонском Музее науки экспозиции космического корабля (вернее, воздушно-космического самолета — ВКС) SpaceShip Two (SS-2), предназначенного для космического туризма. Регулярная эксплуатация таких кораблей, способных вместить шесть пассажиров и двух членов экипажа, согласно планам компании, должна начаться в 2009 г., если испытания, назначенные на 2008 г., пройдут удачно.
Пока Virgin Galactic располагает двумя челноками SS-2 и в перспективе планирует увеличить парк своих кораблей до 6 при двух самолетах-носителях White Knight-2, выполняющих роль первой ступени аэрокосмической системы. Роль «Белого рыцаря» заключается в подъеме ВКС до высоты 18 км, на которой, после отцепки от носителя, челнок включает маршевые ракетные двигатели. Испытания корабля состоятся на полигоне в пустыне Мохаве (Калифорния).
Тем временем для коммерческой эксплуатации комплекса в пустыне штата Нью-Мексико при активной поддержке властей штата строится первый в мире частный космопорт Spaceport America (по некоторым сведениям, доля государственного финансирования строительства составляет до 16%).
Внимание властей штата к частному проекту имеет очевидный коммерческий смысл: дело обещает быть выгодным с самого начала, ведь, согласно заявлениям руководства Virgin Galactic, на сегодняшний день в очередь на космическое путешествие уже записались свыше 70 тысяч человек из 123 стран мира. Перед полетом туристы будут проходить медосмотр и трехдневную подготовку.
Ракетоплан бизнес-класса
Еще одним источником дохода может стать сотрудничество с NASA, которое поделится своим опытом в области космических исследований с компанией в обмен на помощь в тестировании оборудования и подготовку астронавтов на борту SpaceShipTwo.
На пресс-конференции директор космических программ Virgin Уайтхорн рассказал журналистам, что сейчас ведутся переговоры с рядом телекомпаний по созданию циклов ТВ-шоу, где будет рассказано о создании частных космических кораблей.
Что касается планов организации регулярного аэрокосмического сообщения между Лондоном и Нью-Йорком (ранее в планах фигурировали также Париж, Сидней, Сингапур и ряд других столиц), пока непонятно, на каких кораблях оно будет осуществляться. Возможно это будут ВКС нового поколения
По словам пилота SS-2 Алекса Тая, разработка сверхзвукового летательного аппарата, который сможет перевозить пассажиров с одного континента на другой, может занять десять лет, стоимость проекта — 1 млрд. евро. При этом стоимость билетов не должна превышать $10-20 тыс. — столько же или немного меньше стоил билет на сверхзвуковой пассажирский Concorde.
Усложняет дело и еще один момент: законодательство, регламентирующее правила космических полетов, существует пока только в США (принято летом прошлого года). Впрочем, за десятилетие ситуация может измениться. Стоит заметить, что сегодня практически на всех континентах мира ведутся работы по созданию частных космических кораблей, а также космопортов для них.
Многие правительственные учреждения и крупные корпорации выделяют миллионные гранты на разработку частных кораблей, другие объявляют призы в десятки миллионов долларов тем, кто создаст пассажирский космический корабль, как, например, иорданские миллиардеры Ансари, учредившие в свое время награду Ansari Xprise за первый частный космический полет, которую и выиграл в свое время корабль SS-1.
Геннадий Нечаев
Фото: scaled.com