Расхожая истина — театр начинается с вешалки. А с чего начинается аэроклуб?
«Аэроджетклуб» начинался с кусочка чистого поля и сиротливо стоящих на нем
одного-единственного летательного аппарата Л-29 «Дельфин» и вагончика рядом. Это
сегодня в клубе шесть самолетов и три вертолета, а тогда… Инструменты хранить
было негде. Все приходилось делать одновременно: доводить до ума, то есть
готовить к полетам самолет, осваивать его и учиться летать, и строить аэроклуб.
Но начинали не с помещений для отдыха, не с бильярдной, не с сауны, а с учебных
классов, потому что главной целью было не отдохнуть на природе, а подняться в
небо.
— Интересно стоять у истоков, — говорит один из основателей
«Аэроджетклуба», — в самой начальной точке. Приходится одновременно решать
задачу на оптимум, по силам, средствам и возможностям, да не одну, а сразу
несколько.
Наверное, именно такой подход и позволил клубу подняться в самые
короткие сроки: не только этажами здания, в котором есть все для учебы, работы,
отдыха, но и подняться в небо. Ведь именно это было главной задачей.
Но,
пожалуй, было еще кое-что. Это в первую очередь, желание проверить себя на
излом. Такое настоящее мужское желание: смочь. Не только построить и
организовать, но почувствовать, как твоим рукам, знаниям, воле подчиняется не
легкий спортивный самолетик, а истребитель. У англичан есть такая поговорка:
«Есть только один тип самолета — истребитель, все остальное — цели». А самолеты
серии «Л», на которых летают в «Аэроджетклубе», и есть самые настоящие боевые
истребители, хоть и без штатного вооружения на борту.
Те, кому никогда не
доводилось держать в своих руках ручку управления реактивного самолета,
сравнивают полет с ездой на гоночной машине. Дескать, те же громадные скорости,
тот же адреналин в кровь. Тот же, да не совсем.
— Это совсем по-другому, —
не соглашается пилот аэроклуба Вячеслав Камнев, — каким бы мощным и скоростным
не был автомобиль, ты всегда можешь нажать на тормоз и остановиться в любом
месте. А вот если взлетел… Тут ведь уже не скажешь: «Ой, остановите, я сойду». С
какой бы скоростью ты ни мчался на гоночной машине, у нее все равно есть точка
опоры и не одна, а целых четыре. А здесь только одна — это твое мастерство. И уж
она-то, эта опора, должна быть самой крепкой и надежной.
В «Аэроджетклубе» с
мастерством полный порядок. Учат летать здесь инструкторы, мастера спорта по
высшему пилотажу В. Ф. Илларионов и Л. И. Поберий, налетавшие на разных типах
реактивных самолетов не одну тысячу часов. Старая школа, оттого и подход
соответственный. Первая, она же единственная заповедь клуба — авиационная
безопасность. В тренажерном классе отрабатывают автоматизм, что называется до
седьмого пота. Проигрывают все мыслимые и немыслимые нештатные ситуации.
Конечно, технические навыки и знания — это главное, но немаловажный фактор — это
ощущение уверенности в себе и полного контроля над могучей машиной. Как
результат: за три года существования в аэроклубе не было ни одного значимого ЧП.
Хотя безаварийные полеты, наверное, не самый главный показатель мастерства
пилотов «Аэроджетклуба». Можно же просто поднять крылатую машину в воздух,
сделать пару кругов над подмосковными просторами и потом гордиться собой до
следующего такого же спокойного полета. Однако настоящий пилот и однообразие —
вещи несовместимые. Ну, зачем, казалось бы, вполне преуспевающему человеку
изучать технику высшего пилотажа или разные типы самолетов? А то самое — смочь:
освоить пять типов самолетов за год, поднять раритетный «По-2» на 900 метров
(прежний рекорд для этого самолета — 720 м), отработать в полете какие-то
нештатные ситуации.
За эти несколько лет существования у пилотов
«Аэроджетклуба» появилось не только умение грамотно поднять самолет в воздух,
пролететь и совершить посадку. Их уже начинают узнавать в воздухе по тому, как
они пилотируют.
Появляется то, что профессионалы называют «почерком». А
точнее — свой, неповторимый стиль. Но это же слово применимо и к самому клубу. У
него тоже есть свой стиль, своя атмосфера. Членов клуба объединяет не только
желание летать, а еще и желание быть вместе, ощущать свою причастность к общему
делу. Или, как говорят об этом сами члены клуба:
— Что мне дал воздух?
Честно могу сказать, что полеты, обучение — на каком-то этапе они сформировали
мое «Я». Я стал другим после того, как пришел сюда.
— Я одно могу сказать —
здесь я познакомился с очень интересными людьми.
А точнее всех сформулировал
инженер авиационной службы «Аэроджетклуба» И. Л. Малин: -Это же не просто клуб
для полетов, это клуб для отдыха, клуб по интересам. Вот они здесь собрались,
знаете, как говорят — «птицы одного полета»…
В этой фразе нет никакого
пафоса. Ведь клуб объединил не просто сильных, уверенных, удачливых. Он
объединил тех, для кого стремительный полет на пределе возможного — это не
дорогостоящая экзотика, а стиль жизни.
***
…Короткий
разбег, свист нарастает и переходит в рев, стрелка указателя скорости бежит, не
задерживаясь на делениях. Так, еще чуть-чуть — пора! Ручку на себя, привычно
закладывает уши и… здравствуй, небо…
Анна Иванова