Реактивный самолет для деловых поездок становится «машиной времени». И суть
тут не просто в экономии времени, затрачиваемого на деловую поездку, это еще и
возможность добраться до самых отдаленных пунктов, куда не летают рейсовые
самолеты, изменить свой маршрут, не тратиться на гостиницы, в конце концов.
Именно поэтому индивидуальный воздушный транспорт становится все более
популярным средством передвижения. Крупный бизнес уже невозможно представить без
собственного реактивного самолета для деловых поездок. За последние 10 лет
количество компаний, которые содержат собственные самолеты, в Америке выросло
почти на 50%. Во всем мире в прошлом году 13371 фирма задействовала для деловых
поездок 21584 самолета с турбореактивным двигателем. 80% этой флотилии
принадлежит Америке. На втором месте оказалась Европа (2166 самолетов), на
третьем — Южная Америка (1517 самолетов).
В Европе номером первым является
Германия (226 реактивных и 190 турбовинтовых самолета), на втором месте —
Англия, на третьем — Франция. На первом месте по востребованности (41%) —
средние самолеты с турбовинтовым двигателем, за ними следуют легкие реактивные
самолеты (примерно 25%). Около 65% всех продаж новых самолетов с турбинным
двигателем находятся в книгах заказов у компаний Cessna, Raytheon и Bombardier.
Покупателям новых самолетов для деловых поездок сегодня предлагается на
выбор более 35 моделей. Новое поколение самолетов подвергает сомнению все
традиционные представления о правильном материале, дизайне, двигателе и рынке.
Очень скоро будут допущены к эксплуатации новые интересные варианты и разработки
с улучшенными показателями.
Самый поразительный проект, заслуживающий
наибольшего внимания, — это, без сомнения, «Eclipse 500». Если посмотреть в
словаре значение этого названия, то, в частности, можно обнаружить перевод
«поставить в тень». И эта новая разработка действительно отодвигает в тень
остальную авиационную промышленность. Начинающая компания «Eclipse Aviation» в
течение четырех лет игнорировала и просто выбрасывала за борт почти все
общепринятые методы и правила разработки и производства нового реактивного
самолета для деловых поездок.
И вот в июле в аэропорту Альбукерк, Нью-Мехико
был отпразднован первый полет реактивного самолета «Eclipse 500». С четырьмя
пассажирами на борту он должен летать со скоростью 640 км/ч на расстояние 1300
миль (классификация Правил полетов по приборам) и достигать высоты 12000 м. При
максимальной взлетной массе 2132 кг длина разбега при взлете должна составлять
732 м, а длина посадочного пробега — 625 м. Учредитель Верн Раберн, бывший
ведущий сотрудник корпорации Microsoft и очень опытный пилот, обещает поставку
элегантного реактивного самолета примерно за 850 000 дол. Это дешевле нового
поршневого одномоторного самолета этого класса, выгоднее любого двухмоторного
или турбовинтового самолета и равняется только одной трети от нынешней цены
самого маленького реактивного самолета для одного человека. Речь ни в коем
случае не идет об «экономварианте», напротив — самолет имеет роскошное
внутреннее оформление и оснащен ультрасовременной интегрированной электронной, с
избыточным количеством компьютеров, стеклянной кабиной пилота «Avio», которая
включает систему «Flight Management» и систему наблюдения, а также двойной
автопилот и «Autothrottle».
По оценке компании, эксплуатационные расходы в
Америке должны составить всего 56 центов за милю. Многие предприятия,
занимающиеся местными авиаперевозками, и частные лица уже с нетерпением ожидают
результатов испытательных полетов. Едва ли существует риск, что «Eclipse» их не
пройдет: вместо того чтобы соединять алюминий тысячами заклепок, компания
использует, например, значительно экономящий время инновационный метод сварки,
получивший название «Frictionstir welding» («сварка трением и смешиванием»).
Взамен традиционно устанавливаемым двигателям компания «Williams International»
разработала для этого самолета крохотные турбины, которые базируются на
двигателях крылатых ракет, имеют необычно высокую энерговооруженность и дают
тягу 770 фунтов/3,4 килоньютон.
Швейцарская фирма «Aviace AG» в Клотене
недавно основала Европейский авиационный клуб и уже заказала для него 112
самолетов модели «Eclipse 500». Предполагается, что члены клуба, обладающие
правом частичной собственности, будут иметь возможность очень выгодно фрахтовать
реактивные самолеты. Уже сейчас «Eclipse Aviation» думает о том, как она сможет
предотвратить урон репутации самолета, который может быть вызван несчастным
случаем. Поэтому Раберн планирует заранее основательно тренировать всех
потенциальных пилотов самолетов «Eclipse 500». Первые революционные реактивные
самолеты должны быть переданы покупателям в начале 2004 г. Остается только
надеяться, что «Eclipse» никогда не узнает о другом возможном значении своего
названия: «бесследно исчезнуть». Но если «Eclipse» будут производиться, то они,
по мнению аналитиков, очень сильно изменят авиационную промышленность.
Александр Полторанов