«Пилотирование вертолёта – занятие
не для слабых духом людей: одно
неверное движение и…».
Мячково. Год без полётов
на Открытом Чемпионате Москвы по вертолётному спорту
Пилотирование вертолёта – занятие не для слабых духом людей: одно неверное движение и… соскальзывание в пропасть. Но ведь слабых среди авиаторов не бывает! В подмосковной «Лисьей норе» собралась элита вертолётного братства – лучшие спортсмены, избравшие для себя этот сложный вид виртуозного экстрима. «На мой взгляд, 2005 год выдался для вертолётного спорта очень содержательным: российские спортсмены во Франции стали чемпионами мира. Хочу выразить надежду, что внимание, которое сейчас уделяется этому направлению, позволит пополнить школу новыми пилотами. А сегодняшним соревнованиям я желаю стать интересными», – отметил пилот-любитель Леонид Рейман – председатель Попечительского совета Национальной федерации вертолётного спорта России – на церемонии открытия чемпионата Москвы.
В Программу соревнований вошли 3 упражнения из перечня основных заданий первенства мира: вертолётный слалом, точность и развозка грузов. 10 экипажей (3 из них – пилоты-профессионалы из РОСТО и Сызранского авиаучилища) и 7 экипажей пилотов-любителей московских вертолётных клубов вступили в борьбу за почётные места. Профессионалы пилотировали Ми-2, любители – «российский народный» вертолёт Robinson 44.
По-летнему тёплый, ясный и безветренный день располагал зрителей к неторопливому наблюдению за действиями экипажей.
Полёт на точность выполнялся на постоянной малой высоте с промежуточной посадкой и манёврами на площадке, по размеченному на земле маршруту. Экипажи летели в фиксированном направлении, удерживая продольные оси машин параллельно земле. Главное внимание судьи уделяли контролю времени и высоты полёта с помощью двух грузов, прикреплённых к вертолёту: короткий – к фюзеляжу под сидением пилота, длинный – к лыже с противоположной от пилота стороны, как можно дальше от первого. Длина короткого груза ок. 2 м, длинного – ровно 3 м. При прохождении площадки нижний груз должен был находиться на земле, верхний – над ней. Экипаж, совершивший наименьшее количество ошибок и показавший лучшее время, признавался победителем промежуточного этапа.
Сложно было понять, кто волновался больше – зрители или сами экипажи: ведь среди присутствовавших преобладали родственники, друзья и, видимо, будущие пилоты. Но особым спокойствием выделялась одна из зрительниц – мама и бабушка Михаила и Юрия Казачковых, – вселяя уверенность в умелые действия пилотов. Несложно догадаться, что при такой поддержке они были обязаны попасть в число призёров. Собственно, это и произошло: в первом упражнении экипаж Казачковых занял 1 место.
На втором этапе экипажи выполняли перевозку на точность груза, прикреплённого к фалу разной длины – 4, 6 и 8 м, – при фиксированном времени: полминуты на каждый пролёт. Пилот производил взлёт из квадрата загрузки и после прохождения старта направлялся к входным воротам. Член экипажа должен был пронести груз через ворота и сбросить его в контейнер. При втором и третьем пролёте длина фала изменялась. При выполнении этого упражнения зрители заметно оживились, и пытались отгадать, кто же промахнётся первым, но оказались под впечатлением от точных и слаженных действий экипажей. Даже новички доставили груз по назначению, лишь незначительно превысив нормативное время. А лидером стал экипаж Алексея Табачникова и Георгия Арбузова.
Третья задача стала самой зрелищной и интригующей. Пилоты совершали полёт на точность с проносом прикреплённого к фалу ведра с водой через 12 пронумерованных ворот и установкой в центр специального стола. Время на выполнение упражнения ограничивалось 3,5 минутами. Члены экипажа держали фал в руке, сидя на своём месте рядом с пилотом. Разрешалось незначительное манипулирование фалом, при условии, что он не будет укорачиваться менее определённого размера.
Восторг у зрителей вызвали пилотажные навыки пилотов винтокрылых машин. Вертолёты кружили в воздухе, послушно выполняя каждую прихоть лётчика. «Мама, папа! Я тоже хочу полетать», – слышались вопросы детишек к родителям. Да и мы, , наблюдая, как 2 женских экипажа и 3 смешанных (женщина-пилот и мужчина) виртуозно пилотировали машины, порой воображали, что управлять столь послушным аппаратом может практически каждый. Не случайно организаторы наградили Людмилу Сорочинскую специальным призом «За элегантный слалом» – именно её полёт зрители приветствовали долго не смолкавшими аплодисментами.
Закончился чемпионат на закате солнца. И после продолжительного совещания судейской коллегии организаторы назвали экипажи победителей.
1 место – Алексей Табачников, Георгий Арбузов (аэроклуб КАЛТУ, Москва) – 881,7 очков.
2 место – Алексей Шварц, Георгий Васильев (СВВАУ, Сызрань) – 878,0.
3 место – Михаил и Юрий Казачковы (аэроклуб КАЛТУ, Москва) – 868,2.
Все участники были отмечены специальными и поощрительными призами и спортивными разрядами. А затем до темноты кружили вертолёты в небе над «Лисьей норой», катая всех, желавших испытать чувство полёта.
Итоговыйпротоколрезультатовсоревнований
№
ФИО
Спорт звание
Аэроклуб
Места по упражнениям
Итого очков
Место
Пилота
Члена экипажа
№1
№2
№3
1
Табачников Алексей
Арбузов Георгий
КМС ЗМС
КАЛТУ Москва
2
1
6
887,7
1
2
Шварц Алексей
Васильев Петр
МС МС
СВВАУЛ Сызрань
3
3
1
878,0
2
3
Казачков Михаил
Казачков Юрий
КМС КМС
КАЛТУ Москва
1
6
2
868,2
3
4
Шпиговская Галина
Губарь Любовь
ЗМС ЗМС
ЦАК РОСТО Москва
4
8
3
845,1
4
5
Чупина Светлана
Прокофьева Елена
КМС 1 разр.
ЦСК ВВС Самара
7
2
10
849,9
5
6
Жуперин Александр
Михеев Александр
1 разр. МС
АК ФИЛИН Москва
5
5
7
844,1
6
7
Сорочинская Людмила
Мазалов Александр
1 разр. 1 разр.
АК ФИЛИН Москва
8
4
4
825,5
7
8
Фомин Борис
Комлев Вячеслав
1 разр. МС
1-й МОАК Егорьевск
6
10
5
819,4
8
9
Жуперина Елена
Михеев Александр
1 разр. МС
АК ФИЛИН Москва
9
9
9
737,7
9
10
Абулова Нина
Севбо Игорь
1 разр.
АК ФИЛИН Москва
10
7
8
710,2
10
Главный судья соревнований, судья международной категории А. Ивановский
Секретарь, судья международной категории И. Гришуна
Сергей Желиховский
Фото Павла Новикова