Персональный самолёт больше чем роскошь, это необходимость.

     Персональный самолёт, или как его называют, business jet – для руководителей крупных компаний и любителей индивидуального авиатранспорта все чаще переходит в разряд необходимости, а не роскоши. Он позволяет значительно экономить время. Так, если у вас утром переговоры в Стокгольме, потом деловой обед в Копенгагене, а вечером встреча в Москве, то это оптимальное транспортное средство. Но для многих личный воздушный транспорт – обожаемое хобби и воплощение мечты о полете.

     Личный самолёт — одно из самых дорогих «удовольствий», какие только можно представить. При этом в затратную часть войдет не только покупка авиалайнера, но и его обслуживание, зарплата персонала (зарплата российского пилота бизнес-джета — $3 тыс.) и еще многое другое. К примеру, на Западе подержанный Falcon F10, произведенный в 1978 г., можно купить за $1,2 млн., при этом себестоимость одного летного часа для него составляет $1500, а постоянные расходы на содержание – около $20 тыс. в месяц.

     Но спрос на этот вид транспорта устойчиво растет во всем мире, и Россия не является исключением. В настоящее время только в США зарегистрировано 10000 бизнес-джетов, около 1500 – в Европе, 1000 лайнеров владеют арабские шейхи и еще 1000 рассеяна по остальным континентам.

     Известно, что полет на индивидуальном самолёте позволяет его владельцу не только летать по мере необходимости, но и избегать толчеи и потерь времени в аэропортах. При вылете из России пассажир проходит все пограничные и таможенные формальности без очереди и в особом терминале, а по возвращении обратно оказывается и вовсе от них избавлен (в Европе и США владельцев или арендаторов самолётов перед полетом не досматривают, и они могут садиться в лайнер буквально с подножки своего лимузина). Да и персонал бизнес-терминалов стремится создавать эксклюзивные условия прибытия и убытия пользователям персональных самолётов.

     Надо сказать, что до сих пор перевозки на бизнес-джетах находятся в России вне закона, поскольку не предусмотрены в Воздушном кодексе, а приравнены к обычным гражданским авиаперевозкам. В связи с высокими ввозными пошлинами (до 40% от стоимости) российские покупатели, как правило, регистрируют самолёты за рубежом и передают свои покупки в эксплуатацию не российским, а зарубежным компаниям. Самолёты базируются обычно неподалеку от границ России, например, в Австрии, Финляндии или Латвии, что позволяет прибывать по вызову достаточно быстро. Российским же Ту-134 и Як-40, наиболее часто используемым для VIР-перевозок, выход на зарубежные маршруты запрещен из-за высокого уровня шума этих машин. За последние годы российские владельцы бизнес-джетов существенно нарастили парк за счет приобретения самых дорогих и престижных моделей.

     По информации Ассоциации деловой авиации (АДА), в прошлом году заказчики из России приобрели 30 самолётов делового класса стоимостью около $500 млн., в том числе 4 самолёта Boeing Business jet, 5 – Gulfstream V, 7 – Bombardier Global Express и более 10 – Bombardier Challenger.

     Любопытно, что такая популярная и выгодная на Западе форма покупки индивидуальных самолётов, как долевое владение воздушным судном, в России пока не прижилась.

     Тем не менее затраты владельца на полет в собственном бизнес-джете примерно на 20-25% превышают расходы на билет первого класса. Объясняется это тем, что в последнее время производители бизнес-самолётов, заметно снизили цены на свою продукцию. Уменьшились затраты и на эксплуатацию авиатехники. Расходы на бизнес-джеты в России примерно следующие. Содержание 6-8-местного английского самолёта ВАе 125-700 или французского Falcon 50 обходится без учета амортизации в $600 тыс., 60-местного Boeing Business jet – в $2 млн. ежегодно. Ежедневная стоянка в ангаре – $300 летом и $400 зимой. Стоимость же самих полетов вне зависимости от маршрута одинакова и по Европе, и по России. Так, полет Москва – Красноярск – Москва или Москва – Новосибирск – Москва равен по стоимости полету на маршруте Москва-Лондон-Москва или Москва-Париж-Москва. На шестиместном самолёте это обойдется владельцу в $24 тыс., а на Boeing Business Jet – в $80 тыс. Это, разумеется, в случае, если все оплачивает один пассажир.

     Индивидуальные самолёты (business jet) условно делятся на 6 классов (long range, large, medium-large, light medium, very light, ultra light) здесь же для удобства все машины сведены в три подкласса: small jet (4-6 мест со взлетным весом до 8 т, дальностью полета 2500 км и стоимостью до $8 млн.), midsize jet (до 12 мест со взлетным весом 10-12 т, дальностью 4500 км и стоимостью до $18 млн.) и large jet (до 50 мест со взлетным весом до 76 т, дальностью до 12000 км и стоимостью до $60 млн.).

     Наиболее популярные индивидуальные самолёты в России:

     Embraer ERJ-135 – $20 млн. Дальность полета – 2650 км. Число мест – 37. Длина – 26,34 м.

     Falcon 50. Количество посадочных мест: 10. Максимальная дальность полета: 5700 км.

     Hawker 800 (серийный выпуск завершен в 1995 г.) – $ до 8 млн. Небольшой по размеру, этот английский самолёт является самым оптимальным для совершения непродолжительных перелетов, например Москва – Санкт-Петербург, Москва – Рига, Москва – Мюнхен или Женева. самолёт сочетает в себе качество, удобство и относительно невысокую стоимость летного часа. Количество посадочных мест: 8. Максимальная дальность полета: 3890 км. Современные модификации Hawker 800 XP и XPI имеют стоимость до $14 млн.

     Falcon 900В – $26 млн. Количество посадочных мест: 14. Максимальная дальность полета: 7300 км.

     Global Express (Bombardier) – $30-45 млн. в зависимости от отделки салона и оснащения бортовым оборудованием. Способен без посадки перелететь из Москвы в Сиэтл или Лос-Анджелес. Количество посадочных мест: 16. Максимальная дальность полета: 9860 км.

     Gulfstream V – $45,5 млн., число мест: 18. Сверхдальний реактивный самолёт, дальность полета 12045 км.

     Boeing Business jet (BBJ) – до $53 млн. Максимальная дальность полета: 10 650 км. Количество посадочных мест: 63.

     Airbus A319 (Airbus Corporate Jetliner ACJ) – до $47 млн. Количество посадочных мест: 30. Максимально возможная дальность полета: 11000 км.

На борту BBJ и ACJ по желанию заказчика могут быть устанавлены спальные комнаты с кроватями, душевые кабины, тренажерные залы, гостиные и салоны для переговоров. Всё это скомпоновано таким образом, что личные покои владельца или арендатора самолёта могут быть изолированы от обслуживающего персонала и сопровождающих лиц.

     Challenger 604 – $26 млн. Скоростной самолёт – элита бизнес-авиации, способный совершить 7-часовой беспосадочный перелет. Количество посадочных мест: 16. Максимальная дальность полета: 5600 км.

     Стоимость «полного» лётного часа (куда включены все расходы на топливо, техобслуживание, зарплату экипажа и т. д.) составляет ($ тыс.): BBJ – $7-9; Global Express – $7-8; Gulfstream V – $6-7; Gulfstream IV, Challenger 604 и Falcon 2000 – по $5-6; Falcon 900 – $5-7; Hawker 125-700/800 и Falcon 20 – по $2,5-3; Falcon 50 – $3,5-4.

Читайте также:  Jet Airways и Boeing снова анонсировали свою сделку на 75 самолётов 737 MAX

Елена Кадочникова
фото: www.airliners.net