МАКС 2005: венец достижений международного авиапрома

     Много говорилось о кризисе гражданской авиации России, много, видимо, ещё будет сказано, но факт остается фактом: сегодня открылся Международный Авиационно-Космический Салон (МАКС 2005).

     Это, безусловно, не только значимое событие для отечественной авиации, но и деловой форум, на котором даются оценки результатам деятельности значительного числа людей: конструкторов, инженеров, сотрудников авиапроизводящих предприятий.

     С момента своего зарождения авиация привлекала внимание самых широких слоёв населения. Этот интерес прошёл путь от простого эмоционального восприятия, восхищения и страха перед новым и неизведанным до прагматичного, технократического восприятия сложнейших технических конструкций. Сегодня эти две крайности сошлись вместе, и зачастую самые искушённые представители авиационного и около авиационного мира не могут не восхититься изяществом технических решений, мощью летательных аппаратов и мастерством пилотирования.

     Ныне, когда авиашоу стали обыденным явлением не только для столицы, но и для многих вполне провинциальных российских городов, мало кто задумывается, какой большой путь для этого должна была пройти авиация. Не следует также забывать, что всё началось с появления самих ЛА.

     Известно, что полёт самого первого в мире самолёта состоялся 17 декабря 1903 г. в местечке Китти Хоук в американском штате Северная Каролина. В этот день братья Уилбер и Орвилл Райт на сконструированном ими биплане с собственной двигательной установкой после нескольких попыток преодолели по воздуху максимальное расстояние в 852 фута. Их полёт продолжался 59 с.

     Следует отметить, что они были не одиноки в своих начинаниях авиастроения. Уроженец Бразилии Альберто Сантос-Дюмон, воздухоплаватель и строитель дирижаблей, облетевший на одном из них вокруг Эйфелевой башни в 1901 г., пятью годами позже (12 ноября 1906 г.) поднялся в небо на самолёте собственной конструкции и пролетел более 60 м. В отличие от американцев, он поднялся в воздух без помощи катапульты и ветра.

     Ещё раньше, в 1881 г., получив от российских властей привилегию на изобретённый им «воздухоплавательный снаряд», контр-адмирал Александр Федорович Можайский приступил к созданию ЛА тяжелее воздуха и в 1883 г. совершил первый полёт. Аппарат двигался за счет тяговой силы двух паровых двигателей, весил более 900 кг и летел со скоростью 11 м/с. К сожалению, со смертью изобретателя в 1890 г. интерес к его исследованиям был утрачен, не сохранилось и документальных свидетельств его деятельности.

     Вместе с развитием самолётостроения в нач. ХХ в. появилась традиция показа ЛА и их демонстрационных полётов. Пионерами в этом деле прослыли французы, которые начали историю авиасалонов (выставок) около века назад. Примечательно и то, что количество самих ЛА было весьма незначительным.

     По крайней мере, первая аэронавигационная выставка, с основанием которой традиционно связывается история салона в Ле Бурже, была открыта Густавом Риве в 1908 г. в Париже. К этому времени, например, братья Райт уже продали один из самолётов военному ведомству США и один во Францию.

     Между тем, в сентябре 1909 г. выставка прошла в составе 380 участников, а с 1924 г. в ней приняли участие представители Англии и Германии. В течение многих лет выставка меняла свои площадки, не слишком, впрочем, удаляясь от столицы Франции. Новые образцы самолётов демонстрировались и в Гран Пале, и в Орли, пока в 1951 г. выставка не была перенесена в Ле Бурже. Именно этому французскому аэропорту в дальнейшем было суждено олицетворять собой наиболее значительные явления в сфере авиации и приобрести свой статус ведущего мирового авиашоу «Paris airshow».

     С 60-х гг. в Ле Бурже начали выставляться не только серийные модели, но и опытные образцы авиатехники, что превратило салон фактически в открытую испытательную площадку размером почти 200 000 кв.м. и повысило его зрелищность. Количество посетителей 46-го международного авиасалона в Ле Бурже, прошедшего в июне с.г., превысило 300 000.

     Салон активно развивается и по праву пользуется авторитетом наиболее масштабного и представительного авиашоу мира, необходимость участия в котором теперь обусловлена не только коммерческими интересами представителей авиапромышленности ведущих стран мира, но и, безусловно, является вопросом государственного престижа. Следует заметить, однако что салон в Ле Бурже – не единственный в своем роде.

     Уже в 1918 г. Общество авиакомпаний Великобритании провело первую выставку в одном из пригородов Лондона. С неё начал свою историю крупнейший и один из старейших в авиамире салонов в Фарнборо Farnborough International), который в настоящее время рассматривается в качестве своеобразного образца выставок подобного уровня.

     Салон неоднократно менял свой профиль, длительное время специализировался на экспозициях военной техники, но в последние годы на нём больше представлены пассажирские, транспортные и административные самолёты. Значительны и экспозиции производителей комплектующих для авиатехники, в связи с чем выставка представляет значительный интерес для большого числа специалистов.

     Перечень всевозможных авиасалонов, выставок, шоу, чемпионатов, фестивалей и т.п., проходящих по всему миру в течение года, весьма внушителен, и даже краткое его рассмотрение займёт немало времени. Непросто выделить среди них наиболее значимые и масштабные – настолько различаются они по своей тематике.

     Авиакосмический салон в Пекине (Aviation Expo China), который пройдёт уже в сентябре текущего года, представит вниманию общественности военные и гражданские самолёты и вертолеты, ракеты, реактивные снаряды, искусственные спутники, авиадвигатели и силовые установки, компоненты внутренней части самолёта. Значительное внимание будет уделено вопросам безопасности полётов за счет реализации передовых технических решений в авиационной радиоэлектронике, оптоэлектронике, навигационных системах, вторичной энергетической системе, автоматических приборах управления воздушным движением.

     Схожую тематику имеет Азиатская авиакосмическая выставка (Asian Aerospace), которая состоится в феврале 2006 г. в Сингапуре. На ней будут представлены авиакосмические материалы, авионика и радарные системы, терминалы и оборудование аэропортов, новые идеи в сфере конструирования, эксплуатации и безопасности ВС, предпочтение при этом отдается грузовой авиации и АОН.

     Специалисты авиакосмической отрасли наверняка заинтересуются оборонной и авиакосмической выставкой DSEI, которая откроется в Лондоне также в сентябре. Эта выставка проводится с 1999 г. раз в два года и носит в первую очередь коммерческий характер, её основная цель – демонстрация новых разработок ведущих мировых предприятий ВПК в сфере морской, сухопутной и воздушной техники.

     Выставка проходит в закрытом комплексе, вниманию посетителей в основном представлены макеты боевой техники, самолётов и вертолетов в натуральную величину, морские суда демонстрируются рядом с выставочным павильоном. Авиационная составляющая представлена боевыми, разведывательными и военно-транспортными ЛА, авиадвигателями, средствами наземного обслуживания, авиатренажерами и вооружением ЛА.

     Существенный интерес, как для производителей авиатехники, так и для эксплуатантов представляет единственная в Европе международная специализированная выставка Aerospace Testing Expo, располагающаяся в Гамбургском выставочном центре (Германия). Она проводится ежегодно, посвящена аэрокосмическому тестированию, инспектированию и оценке и знакомит с новейшим оборудованием, технологиями и специальными услугами, отвечающими требованиям военного и гражданского авиакосмического тестирования и программ инспектирования и оценки.

     Эта выставка по-своему уникальна, поскольку уникальны технологии и методики, представляемые на ней: аэродинамические; климатические; механические; испытания сопротивления оборудования ударам и воздействию вибрации; новых материалов; проводных соединений; на надежность и продолжительность срока службы аэрокосмического оборудования, а также проектирование самого испытательного оборудования; тестирование акустическое, термально-вакуумное, гидростатическое и разрушающее, элементов двигателя, систем безопасности и управления жизнеобеспечением, влияния человеческого фактора; визуальный контроль на расстоянии; проверка аэродинамических данных; анализ краш-тестов; испытания на большой высоте и т.д. И это далеко не полный перечень выставочных направлений.

     Тем, кто не хочет ехать далеко, стоит присмотреться к Международному авиакосмическому салону «Авіасвіт-ХХI» (Киев, Украина). Впервые он был проведён в 1999 г. и уже тогда в нём приняли участие более 80 участников из Украины, России и ряда других стран; общее число посетителей превысило 180 000. «Авіасвіт-ХХI» хоть и недостаточно быстро, но развивается, привлекая к себе внимание всё большего числа участников. В 2004 г. в работе IV салона приняло участие более 180 предприятий из 15 стран мира. Украина активно продвигает на российский рынок самолёты Ту-334 производства киевского завода «Авиант» и в качестве крупнейшего их заказчика видит российский «Аэрофлот».

     Существует немало и других специализированных авиафорумов, среди которых хотелось бы назвать Международную выставку АОН и авиаспорта (Avia Expo — Лион-Брон, Франция), выставку авиаинтерьеров (Aircraft Interiors EXPO — Гамбург, Германия), выставку-ярмарку военных самолётов (Wings and Wheels — Дюрсель, Бельгия), Международную выставку-аукцион подержанных самолётов и ультралайтов (International AeroAuction and Oldtimerclassics und Ultraleicht Fly-in — Бад Саульгау, Германия), Международную выставку подержанных самолётов (IMAS — Фридрихсхафен, Германия) и другие.

     Безусловно, наш обзор международных авиафорумов был бы неполным, если бы мы не вернулись к тому, с чего начали — к открытию МАКС. История его не так впечатляюща, как у салона в ЛеБурже, но сегодня он признается одним из крупнейших в мире аэрошоу.

     В России первый массовый показ дирижаблей и аэропланов состоялся в 1911 г. Первая Международная воздухоплавательная выставка, на которой были представлены достижения авиации России и других стран, прошла в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге. Годы спустя традиция проведения авиапраздников возобновилась, авиапарады приурочивались к наиболее значимым праздникам, а наиболее яркие показы посвящались Дню Воздушного флота и проходили в Тушино.

     Но эти показы не могли компенсировать отсутствие национальной аэрокосмической выставки, демонстрирующей достижения отечественной авиапромышленности. Так появился МАКС, который начал свою историю в 1992 г. с Международной специализированной авиакосмической выставки.

     Эта выставка была проведена на аэродроме Летно-исследовательского института имени М.М. Громова вблизи подмосковного г. Жуковский, который с того времени стал традиционным местом проведения авиасалона. Тогда в выставке приняли участие 203 российских и зарубежных предприятия, было представлено 114 ЛА, выставку посетило около 300 тыс. чел.

     Впечатляет динамика развития салона. Менее чем за 10 лет он стал чрезвычайно популярным во всём мире. В 2001 г. на его выставочных площадях разместились представительства 537 участников, 115 из которых — иностранные компании из 34 стран мира. На салоне было показано более 160 ЛА и выполнено более 300 демонстрационных полётов. В общей сложности выставку посетили более 660 тыс. чел., что превосходит показатели Ле Бурже и Фарнборо.

Читайте также:  Таиландский стартап возьмёт шесть Superjet’ов

     Не менее впечатляющи и результаты VI салона МАКС-2003. В нем приняли участие 488 предприятий и организаций из России, стран СНГ и Балтии и 118 фирм из дальнего зарубежья, 40 стран-участниц. По сравнению с предыдущим салоном на четверть возрос размер выставочных площадей. В общей сложности было продемонстрировано 250 ЛА различных типов, из них зарубежного производства — 69 самолётов и вертолетов, в т. ч. 42 самолёта военного назначения.

     За время салона было выполнено 222 полёта. Свое мастерство показали российские пилотажные группы «Русские витязи», «Стрижи», «Небесные рыцари», а также пилотажные группы ВВС Италии «Фречче Триколори», ВВС Франции «Патруль де Франс» и самолёт-демонстратор ВВС США F15E.

     МАКС проводится раз в два года, его отличает высокий уровень организации и представительства. Но наши ощущения от этого праздника не свободны от грустных ноток. Безусловно, МАКС — крупнейшее шоу, но это ли главное? Можно ли считать здоровой тенденцию превзойти зарубежных партнеров и самих себя по количеству зевак, собирающихся на летном поле, а достижением – высшее пилотажное мастерство одиночек-энтузиастов – в стране, занимающей шестую часть суши?

     Сегодня о кризисных явлениях в гражданской авиации России говорится с самых высоких трибун. С 2002 г. авиапарк России сократился более чем на 300 ВС. Российские заводы не только не могут восполнить дефицит, но и не обеспечивают их технический уровень в соответствии с международными требованиями ИКАО, что создает серьезные проблемы в обеспечении международных перевозок. Количество аэродромов в последние годы сократилось с 1300 до 425. Хотя в стране действуют 70 международных аэропортов, требованиям ИКАО по высшей категории отвечает лишь один.

     На фоне сокращающегося производства авиатехники и стареющего авиапарка, может быть, было бы более актуальным потратить больше времени и средств на поиск и стимулирование интеллектуальных ресурсов, способных осмыслить процессы, происходящие в российской авиации, озвучить проблемы и наметить пути их решения?

     Проводящийся в эти дни салон МАКС-2005, по заявлению организаторов, — демонстрация высоких российских технологий и открытости внутреннего рынка для совместных проектов с использованием передовых достижений зарубежных партнеров. Надемся, что так оно и будет.

Читайте также:  Самый большой куш года: Delta планирует обновление флота

Александр Наумов