ЛЕТАЮЩИЕ ЛЕГЕНДЫ — ИСТОРИЯ, КОТОРУЮ НУЖНО ПОМНИТЬ

     О том, что в небе над небольшим подмосковным городком состоится непривычное для нашей страны событие — авиашоу с участием самолетов Второй мировой войны, любители авиационной истории узнали еще летом 2003 г. Говорили об этом с сомнением, нетерпением и надеждой.
     Несмотря на все трудности, 13 августа впервые в истории России началось незабываемое действо. Разумеется, некоторые первоначальные планы остались нереализованными. В итоге сократилось число заявленных крылатых раритетов: многие из них разбросаны по странам и континентам, а организация перелета — дело хлопотное и затратное.
     Из всех раритетов, принявших участие в авиашоу «Летающие легенды», самой значимой фигурой стал американский бомбардировщик B-25 Mitchell. В годы войны в Монино базировалась целая дивизия таких самолетов, сыгравших заметную роль в боях. Разработанный в 1938 г. фирмой North American в качестве тяжелого штурмовика, но принятый на вооружение как средний бомбардировщик, B-25 сразу же был запущен в массовую серию, а с началом ВОВ поставлялся в нашу страну по ленд-лизу. В-25 относительно прост в пилотировании, устойчив, живуч, надежен, а главное — прекрасно оснащен современным пилотажным и навигационным оборудованием.
     До конца войны в СССР поступил 861 «Митчелл», что составило значительную долю парка Авиации дальнего действия (АДД). Успеху «Митчелла» в роли дальнего бомбардировщика способствовали большая дальность полета (до 1960 км, а с дополнительным баком в бомбоотсеке — до 3150 км), солидная бомбовая нагрузка (1400-2000 кг), современное оборудование, два летчика в составе экипажа, а также устойчивость и наличие автопилота. Относительные потери В-25 в расчете на один боеспособный самолет были в 2,2 раза ниже, чем у Ил-4, хотя «Митчеллы» эксплуатировались более интенсивно. Ветераны с любовью и уважением вспоминают американский самолет, стойко сражавшийся в русском небе.

     Остальные крылатые участники авиашоу, хоть и не сыграли такой роли в ВОВ — почетный титул «Летающих легенд» носят по праву. Чего стоили одни лишь «пришельцы из эпохи бипланов» — знаменитый американский Stearman и франко-бельгийский Stamp. Растиражированный более чем в десяти тысячах (!) экземпляров, «Стирмэн» стал одним из самых массовых и популярных самолетов в мире, и вот уже более полувека практически ни одно авиашоу в Штатах не обходится без индивидуального и группового пилотажа этих знаменитых бипланов. Создателями биплана «Стамп», стали бельгиец Жан Стамп, бывший личный пилот короля Бельгии Альберта I, и русский эмигрант Борис Демидов, тоже бывший летчик. В авиации давно бытует мнение, что самолеты, сконструированные летчиками, просто обязаны летать хорошо. Именно таким и оказался «Стамп» — легкий, маневренный, устойчивый и простой в пилотировании. Пережив войну, эти маленькие деревянные бипланы добились выдающегося успеха в любительской и спортивной авиации: за 30 лет участия в соревнованиях по высшему пилотажу «Стампы» не раз приносили своим пилотам чемпионские титулы.
     Порадовала собравшихся и «троица» учебно-тренировочных самолетов: американский Harvard, его земляк Т-28 Trojan и советский Як-11. Эти самолеты близки по концепции и назначению — переходные учебно-тренировочные машины для летной подготовки повышенного уровня. Самым великим из них, безусловно, считается Harvard, более известный под обозначением Texan («Техасец»). Это первый в мире и самый массовый учебно-тренировочный самолет, созданный в духе концепции истребителей конца 30-х годов — скоростных монопланов с закрытыми кабинами и убирающимся шасси. Менее известен Т-28, пришедший на смену «Тексану» и сыгравший особую роль в обучении палубных летчиков морской авиации, для чего часть этих машин была оборудована специальным тормозным крюком. И уж совсем «темная лошадка» — наш Як-11. Обидно, но вполне объяснимо: после снятия с вооружения летных училищ эти машины не были переданы в частные руки, а окончили свой век под гусеницами бульдозеров. Уцелело лишь несколько «яков» чешского производства, и они очень ценятся в среде коллекционеров раритетных самолетов. Шутка ли — прямым предком Як-11 является знаменитый Як-3, лучший фронтовой истребитель ВОВ. Характер у Як-11 тоже истребительный: резкий и строгий.
     Одним словом, аэродром «дышал» историей авиации. Монино — историческое место. Именно здесь базируется коллекция Центрального музея ВВС. На летном поле и в ангарах представлены уникальные образцы авиационной техники. В коллекции самолетов времен ВОВ — транспортный Ли-2, бомбардировщики СБ и ДБ-3, истребители Як-9У и И-16, штурмовик Ил-10М, а также «американцы»: фронтовой бомбардировщик A-20 Boston и весьма реалистичный макет все того же «Митчелла». Некоторые экспонаты разместились на реконструированном фрагменте фронтового аэродрома, где помимо знаменитого По-2, бомбардировщиков Ту-2 и Пе-2, штурмовика Ил-2, истребителей И-15бис, P-63 Kingcobra, Ла-7 прославленного аса Ивана Кожедуба и макета МиГ-3, можно было увидеть полковой КП, позиции зенитных орудий и другие достопримечательности. Но разве можно сравнить романтику земли с романтикой неба?
     Полеты открыл «Митчелл», вторым пилотом которого был Василий Федорович Решетников, последний командующий АДД, в годы войны летавший именно на таком самолете. А дальше началась феерия пилотажа: изящно вальсировал «Тексан», подобно черной гончей стремительно чертил виражи, петли и бочки рокочущий Т-28, лихо ввинчивался в небо острокрылый Як-11. Кстати, пилот этого самолета — чех Йозеф Тот — бывший летчик-испытатель, а также доктор философии и психологии. Трудно сказать, какое из профессиональных амплуа больше повлияло на его манеру пилотирования, но этот полет отличался от других каким-то особенным, «гусарским» стилем.
     Потом настал черед бипланов. «Стирмэн» и «Стамп» взлетели парой и выполнили филигранный пилотаж, после чего разошлись и «открутили» поодиночке. Все эволюции «Стирмэна» мягкие, плавные, словно ястребиные, а вот «Стамп» оказался порезвее, но и у него совершенно «бипланный» стиль полета: красивый компактный пилотаж, от которого невозможно оторвать взгляд.

Читайте также:  Jaguar day: праздник благополучия

     Обязательным дополнением к любому авиашоу являются выступления летчиков-спортсменов и полеты пилотажных групп. Так было и в Монино, где демонстрировали пилотаж на Ми-2 и Eurocopter, а единственная в России пилотажная группа на учебно-тренировочных Як-52 имитировала воздушный бой. Но самым впечатляющим зрелищем этой части программы были военные пилотажные группы: «Стрижи», «Русские витязи» и итальянская Frecce Tricolori. Грохочущие, jet машины ураганом врывались в специально организованные паузы в полетах раритетов, словно переключая восприятие с прошлого на современность. Контраст ошеломлял!
     Авиашоу «Летающие легенды» оставило массу впечатлений и навело на серьезные размышления. Такого в СССР и России еще не было. Но вот ведь какой парадокс: то, что в России было воспринято как «первая ласточка», в Европе и Америке давно стало обычным, неотъемлемым признаком авиационной жизни. Подобные шоу проходят по много раз в год, а мы, сокрушив бульдозерами тысячи и тысячи исторических самолетов, печально разводим руками — показать в воздухе практически нечего. Нет, разумеется, дела обстоят отнюдь не безнадежно: прилетели же в Монино ветераны ДОСААФ Як-12, прославленный участием в челюскинской эпопее гидросамолет Ш-2 и даже масштабная реплика немецкого пикирующего бомбардировщика Ju-87. Но разве это все?
     Восстановленные в Оренбурге и Новосибирске истребители Як-3, Як-7 и Як-9, И-153 «Чайка», два И-15бис, ДИТ-2, семь знаменитых И-16, МиГ-3 за исключением единственного «биса» — в частных коллекциях за рубежом. Неужели нам ничего не нужно? Неужто мы и дальше будем потрясать воображение ко всему уже привычной общественности дорогими автомобилями, забывая о том, что владение коллекционным историческим самолетом и есть одно из высших проявлений респектабельности и шарма? Господа, будущего без истории не бывает! В конце концов, не надо забывать и о тех громадных рекламных сборах, которые приносит на Западе каждое такое авиационно-историческое шоу. Это проявилось и в Монино: «Митчелл» и «Троян» несли на бортах логотипы торговой марки Red Bull. Некоторые коллекционеры «отбивают» таким способом все расходы на содержание своих самолетов: ведь по массовости и зрелищности авиашоу с участием раритетных коллекционных самолетов не уступают чемпионатам «Формулы-1».

Читайте также:  Swiss получила свой первый Bombardier CS300

Александр Швыдкин