ПЕРСОНАЛЬНЫЕ, СВЕРХЛЕГКИЕ, РЕАКТИВНЫЕ БИЗНЕС-САМОЛЕТЫ

Ситуация со сверхлегкими аппаратами по-прежнему неясна.
Будет ли ожидающий роста рынок сверхлегких самолетов ограничен
возможностями аэропортов, или…

Не все производители данной отрасли промышленности согласны с названием нового поколения бизнес-самолетов — личные, сверхлегкие, реактивные микросамолеты, а также с объемом формирующегося рынка. Кто будет первым производителем, который получит сертификат на свою продукцию, и какой аппарат станет первым сверхлегким реактивным самолетом?
Рынок сверхлегких реактивных самолетов можно определить как все гражданские шестиместные самолеты весом от 4 до 9 тыс. фунтов. Различные типы таких машин имеют стоимость 1-3,9 млн. долл. в ценах 2004 г. В настоящее время большинство моделей проходят этап разработки и/или тестирования. С появлением Citation Mustang, Cessna является единственной, на настоящий момент, фирмой-изготовителем сверхлегких реактивных самолетов.
Другими производителями могут быть: Raytheon Aircraft или бразильский Embraer, которые планируют выпуск нового самолета в заявленной категории. В планы Rolls-Royce на период 2004-23 гг. включен выпуск 23000 бизнес-самолетов, из которых около 8000 — микросамолеты (в весовой категории 5-10 тыс. фунтов).
По данным Honeywell Aerospace, в течение следующих 10 лет планируется выпустить примерно 1560 легких из всех выпускаемых 8300 бизнес-самолетов (в эту категорию входят СJ1, СJ2, Mustang, Premier I и SJ30-2), при этом потенциальный спрос на легкие самолеты составит до 8000 ед. Обзор перспектив развития бизнес-авиации не включал новые сверхлегкие реактивные (персональные) самолеты: Eclipse, Adam 700, Diamond Jet, Avocet Projet, Honda Jet и др. При этом Honda и GE планируют ежегодно выпускать около 200 или более таких машин. Судя по всему, их основными эксплуатантами, в основном, будут операторы-собственники и собственники с долевым участием в качестве воздушных такси, перевозящих пассажиров на расстояния до 1500 мм, с использованием сети аэропортов малого и среднего размеров (в США их 5000), которыми не пользуются ведущие авиаперевозчики.

Читайте также:  МАКС 2005: шаг вперёд или два назад?

Анализируемые модели
Рассмотрим несколько кандидатов претендующих на лидерство среди указанных аппаратов. Более подробные сведения о них содержатся в таблице.
Cessna Mustang. Citation Mustang был представлен на Конференции NBAA в 2002 г., в качестве новейшего бизнес-самолета начального уровня. На нем установлен комплект авиационной электроники G1000 с автопилотом. Также проходят летные испытания двигатели PW615F, лидирующие в своем классе. В Cessna поступило более 225 заказов на этот самолет. Полеты и сертификация типа ожидается в этом году. Поставка самолета первому покупателю в планах 4-го квартала 2006 г.

Eclipse 500. Проведены первые летные испытания Eclipse 500. Его крейсерская скорость составляет 375 узлов, дальность полета 1280 морских миль. Потолок 41000 футов, что позволяет избежать самых сложных погодных условий. Будет сертифицирован для работы с одним пилотом в соответствии с Частью 23 FAR. В настоящее время Eclipse имеет более 2100 заказов, обеспеченных безвозвратными депозитами. Производство планируется начать в начале 2006 г. с доведением его до уровня — 1000 самолетов в год к 2009 г. Сертификация и первые поставки ожидаются в марте 2006 г.
Проект Avocet. В истекшие 1,5 года Avocet провел с IAI интенсивные исследования и переговоры по разработке и производству 6-8 местного двухтурбинного бизнес-самолета Projet. По данным на текущий момент, первый полет проекта ожидается в конце 2006 г., а затем последует сертификация — в 4-м квартале 2007 г. Планируемая стоимость — 2 млн.долл.
Hondajet. В настоящее время отсутствует информация относительно Hondajet: останется ли он испытательной машиной для турбовинтового двигателя HF118 или будет запущен в производство. В феврале прошлого года General Electric, Honda и Motor впервые заявили о стратегическом альянсе и документальном закреплении «GE Honda Aero Engines» по продвижению на рынок легких бизнес-самолетов и турбовинтовых двигателей HF118. Этот двигатель будет соответствовать классу моторов с реактивной силой 1600 фунтов. GE Honda Aero Engines берет ответственность за производство коммерческих турбовинтовых двигателей с реактивной силой 1-3,5 тыс. фунтов. HF118 имеет наработку более 2400 ч в наземных и более 450 — в летных испытаниях.
Adam 700. Компания Adam Aircraft (г. Иглвуд, штат Колорадо) продолжает развивать «Программу А700». В настоящее время общее количество часов летных испытаний составляет более 180. Первичная сертификация типа самолета запланирована на 2005 г. В стандартном исполнении А700 будет семиместным. Весьма удачным является оборудование туалетной комнаты в хвостовой части. Самолет рассчитан на крейсерскую скорость в 340 узлов. Высота полета — 41000 футов, дальность — 1100 морских миль. Стоимость самолета — 2,1 млн.долл. В сентябре компания Williams International получила сертификат типа на турбовинтовой двигатель F133-4A-15, который будет установлен на данный тип. Таким образом, A700 Adamjet станет первым на рынке легких самолетов, имеющим сертифицированное производство.

Читайте также:  Gulf Air выкатила ребрендинг в ожидании Dreamliner’ов

Epic Jet. Компания Aircraft Investor Resources начала проект по созданию нового самолета семейства Epic — TAM-AIR Twinjet. Шестиместный TAM AIR Twinjet будет иметь крейсерскую скорость 385 узлов, максимальную высоту полета 41000 футов и дальность 1300 м.м. На нем предполагается устанавливать два турбовинтовых двигателя с реактивной силой 1500 фунтов, модели которых еще не отобраны. Первый полет прототипа запланирован летом 2005 г. Бизнес-самолет компании TAM-AIR Inc. будет идентичен модели Epic LT. Компания предложит покупателям аппараты экспериментальной категории и сертифицированные двухмоторные реактивные модели. Первая поставка самолетов TAM-AIR Jet ожидается в декабре 2005 г. Сейчас компания принимает возмещаемые депозиты в размере 10 тыс.долл. за машину. Они станут безвозвратными в 2006 г., после первого полета самолета.
Таким образом, ситуация со сверхлегкими аппаратами по-прежнему неясна. Будет ли ждущий роста рынок сверхлегких самолетов ограничен возможностями аэропортов, или же такие машины послужат катализатором разработки и расширения FBO и создания небольших аэропортов? Доживут ли сверхлегкие самолеты до роли основной «изюминки» в будущем авиатранспорта? Давайте дождемся окончания строительства одного такого маленького «друга» и узнаем ответ.

Производители
и модели
Максимальная
дальность,
м.м. / км
Максимальная
крейсерская скорость,
узлы / км/ч
Моторы
Дата
сертификации
типа
Цена,
млн. долл.
США

Adam Aircraft A700
1400 / 2592.8
340 / 629
2 x FJ334A-15
2005
2.1

ATG Javelin MK-10
1250 / 2315
520 / 962
FJ33-4
2007
Нет данных

Avocet / IAI Projet
1200 / 2222.4
365 / 675.2
Нет данных
2006
2.0

Cessna Aircraft Citation Mustang
1300 / 2407.6
340 / 629
2 x PW615F
4-й квартал 2006
2.385

Diamond Aircraft D Jet
1320 / 2444.6
315 / 582.8
1 x FJ33-4
2006
1.0

Eclipse Aviation Eclipse 500 Jet
1395 / 2583.5
375 / 693.8
2 x PW610F
2006
1.175

Читайте также:  Всемирные воздушные игры

EPIC Aircraft TAM-AIR Twinjet
1300 / 2407.6
385 / 712.2
Нет данных
Нет данных
1.9

Excel Jet Sport Jet
Нет данных
350 / 647.5
Нет данных
Нет данных
0.95

Honda Aero Hondajet
1100 / 2037.2
420 / 777
2 x HF118
Нет данных
Нет данных

Safire Aircraft Safire Jet
1300 / 2407.6
380 / 703
2 x FJ33-4
2008
1.395

По материалам «Bart international»