МНЕНИЯ (ч.5)

     Олег Мотуз, пилот-любитель с 2000 г. Общий налёт ок. 100 ч. Освоил типы ВС: Як-18Т, Як-52, Морава, Ил -14.

     Лётный стаж у меня совсем скромный. Появились однажды деньги – решил полетать. Затем купил самолёт. Сейчас у меня Морава, три Злена, Ил-14 и ещё что-то, даже не назову! И не оттого, что потерял счёт самолётам, а потому, что сейчас не летаю: летать невозможно и негде. А регистрировать самолёты под РОСТО достаточно тяжело и невыгодно, в т.ч. с коммерческой точки зрения. Я глубоко разделяю общий пессимистический настрой. Потому что нет органа или организации, регистрацию которой в стране признавали бы правомерной. Сегодня это РОСТО. Но и РОСТО – военная организация – сейчас отказывается регистрировать самолёты малой авиации: под нею и так много разной техники зарегистрировано. А брать на себя ответственность, сами понимаете… Потом, внутренние проблемы в РОСТО, борьба за власть…

     Чтобы начать летать, нужно создать организацию, подобную ГИБДД на дороге. Она должна быть государственной. Единой. Выдавать номера, и т.д. А обучение можно делегировать разным маленьким компаниям, учебным центрам. Сейчас что происходит? Несколько разных групп людей пытаются зарегистрировать какие-то коммерческие организации. Это неправильно: коммерческой организации всегда грозит закрытие. Рано или поздно какие-то подковёрные дела приведут к этому. А лоббировать единую госорганизацию сейчас некому. Жаль. А самолёты всё стоят.

     В 2006 г. мои пожелания всем – объединиться и направить свои силы, средства и связи в различных структурах на то, чтобы создать и провести законопроект в государственных интересах. Даже если «государство» пока этого не понимает. Чтобы организовать своеобразное авиационное «ГИБДД». К сожалению, такой тенденции я не вижу. Мои чаяния в этом году – продать свои самолёты. Поскольку в ближайшие годы перспективы летать не вижу, а приобрести самолёт – никогда не проблема.

Читайте также:  Затраты Southwest растут быстрее выручки

     Матвей Щелочков, профессиональный пилот с 1988 г., лётчик истребительной авиации, директор по маркетингу НПО «Аэроволга». Освоены типы: Як-18Т, 52; Л-29; Ан-2.

     В 2005 г. мой налёт составил около 50 ч на Як-52. Тренировался в Самаре с командой ЦСКА ВВС. Хотя год был очень сложным для общей авиации, мы продолжали работу над проектом ЛА-8, подняли его в воздух, начали активные лётные испытания и подали заявку на сертификат типа. Произошло ещё одно важное событие в жизни НПО «Аэроволга» – получено свидетельство эксплуатанта АОН.

     Ныне моя жизнь непосредственно связана с производством ЛА-8. Это совершенно новый тип ВС, который по достоинству могли бы оценить наши пилоты-любители. И поэтому меня, как и многих авиаторов, угнетает сложившаяся, фактически запретительная, система сертификации ВС.

     В 2006 г. желаю: законодателям – волевым решением открыть ВП «ниже нижнего»; пилотам-любителям – стать полноправными владельцами ВС, обязательно пополнив авиапарк ЛА-8, а НПО «Аэроволга» – завершить лётные испытания и наращивать темпы производства.

     Андрей Силкин, председатель Совета Национальной Федерации вертолётного спорта, пилот-любитель.

     Я лично на фиксированном крыле вообще не летаю, у меня налёт только на вертолёте ок. 800 ч. Откуда такая страсть к вертолётам? Вертолёт –стопроцентная свобода. На нём всегда можно зависнуть, сесть где угодно, не нужна ВПП. Как сказал один человек, Россия – страна, спроектированная для вертолётов. Развитие малой авиации решит многие проблемы, связанные с нашими необъятными и непроходимыми просторами. Наша страна должна летать – много и легально. Все мы говорим о свободном воздухе, о том, что страна теряет огромное количество налоговых поступлений из-за отсутствия легитимной базы использования ВП частными пилотами. Это обычная наша жизнь: мы так много об этом говорим, что уже и не знаешь с чего начать…

     В какой-то момент своей жизни мы с друзьями познали достоинства вертолёта. Неожиданно трёхмерный мир оказался невероятно интересным: мы стали всё свободное время проводить в полётах. А потом поняли, что полёты должны быть легальными, техника – обслуживаться по правилам; должны быть цели и мн.др. Так последовательно мы и пришли к спорту. И из 11 международных чемпионатов по вертолётному спорту мы в 8 побеждали. В 2005 г. сборная РФ могла и не поехать на чемпионат мира во Франции по отвратительной причине: в стране, и по внутренним, и по внешним причинам остро нуждающейся в победах, нет средств на участие в соревнованиях, где наши пилоты могут показать себя с лучшей стороны! Но всё же мы смогли накопить достаточный спонсорский потенциал, объединить усилия с РОСТО, Спорткомитетом и вывезти более 50 участников и судей на чемпионат. Мы даже перегнали туда вертолёты Ми-2, которых в Европе найти не удалось. И вновь доказали всему миру, что летаем лучше других, став победителями.

     Не думаю, что в этом году изменится ВК, но надеюсь, что примут хотя бы системную поправку, которая определит новые отношения использования ВП частными владельцами. Все прочие кодексы, доставшиеся в наследство от СССР, изменены. А ВК таков, что не содержит даже понятия частного ВС.

     Но, надеюсь, в 2006 г. мы сможем создать группу единомышленников из представителей авиавластей, частных авиавладельцев, профессионалов и любителей – и каким-то образом донести наш голос до государства. Так что «За вертикальный взлёт!»