Китайский кризис или современный Клондайк?

Китайский кризис или современный Клондайк?

По-видимому, подобного темпа развития авиации в стране не предвидели даже власти: местным авиакомпаниям не хватает квалифицированных пилотов, а неизменно растущий спрос на обучение и вовсе заставил руководство Китая искать решение назревшей проблемы за рубежом. Для подготовки пилотов в массовом порядке привлекаются иностранные летные школы и производители учебно-тренировочного оборудования.

В управлении гражданской авиации Китая давно поняли, что быстрый рост коммерческой авиации приведет к серьезной нехватке квалифицированных кадров: до 2010 г. потребуется подготовить около 12 000 пилотов.

В сентябре первая группа из 30 курсантов Пекинского университета, приступила к занятиям в авиашколе «Монктон Флайт Колледж» (Канада), и далее через каждые девяносто дней начнут прибывать новые курсанты, обучение проходит на базе международного аэропорта в Нью-Брансвике. За время существования, в стенах школы подготовлено более 15 тыс. пилотов из 60 стран.

В мае был подписан двухгодичный контракт с Университетом аэро- и астронавтики (Пекин) стоимостью $8,9 млн на обучение 150 китайских пилотов в течение последующих двух лет. Дойрон, владелец авиашколы «Монктон Флайт», говорит, что если все пойдет по намеченному плану, то контракт будет продлен до пяти лет, и за это время пройдут подготовку 800 курсантов, а доход компании составит $55 млн.

«Этот договор мы рассматриваем так, как если бы он был заключен на пять лет, и будем усердно работать, чтобы оставаться как можно дольше в этой игре. На сегодня пятилетний контракт кажется нам реальной целью, хотя существует вероятность, что Китай продолжит сотрудничать с нами в течение десяти лет, чтобы полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке. И для того, чтобы это произошло, им необходимо изменить свои традиционные технологии обучения, стать более собранными и снизить отсев курсантов… Я уже убедился, что если китайцы решают ускорить развитие какого-либо направления, то всегда доводят дело до конца. Чтобы приблизиться к нашим масштабам и стандартам, им потребуется около трех лет».

Читайте также:  Создатель JetBlue и Azul запускает в США новую авиакомпанию

Дойрон признает, что контракт стал результатом проведения многолетних подготовительных работ и продолжительных переговоров, и вот, наконец, преодолено последнее препятствие — получено одобрение управления гражданской авиации Китая (УГАК) на обучение китайских пилотов.

Существующие авиашколы, имеющие государственные сертификаты: летный колледж Управления гражданской авиации (Сичуан), обучающий 600-700 человек, и Юго-западный австралийский летный колледж (Перт, западная Австралия), обучающий 150-200 человек, не способны осилить растущий спрос и смогут готовить лишь до 900 человек в год.

Новые рабочие места

Основной учебный самолет — Diamond Aircraft DA20. Также будут использоваться DA40 и DA42 Twin, а в ближайшие два года планируется приобрести еще 20. По мнению Криса Богарса, руководителя Дальневосточного и Азиатско-Тихоокеанского отделов продаж Cessna, причина поиска новых учебных центров заключается в следующем: «За последние несколько лет в Китае осознали всю степень безнадежности своей системы обучения в области технической подготовки кадров, и теперь они пытаются скоординированными усилиями нарастить инфраструктуру. Говоря начистоту, весьма странно, что в стране, где население в пять раз больше, чем в США, количество летчиков в 20 раз меньше».

Прорывом прошлого года стало решение, принятое одним из трех обучающих центров УГА Китая о переходе к подготовке пилотов только на самолетах Cessna. Уже доставлены первые из 42-х 172 Skyhawk, за которыми последует покупка шести Citation CJ1. Учитывая, что поток студентов университета в ближайшие два года по различным прогнозам увеличится примерно в два раза, то количество курсантов приблизится к 1500.

Тод Данк (Todd Duhnke), директор международных продаж Cessna, призывает более реально оценивать ситуацию «Бизнес — это продажа 1000 самолетов, а здесь речь идет лишь о 42, хотя для будущего и это важно».

Дебаты вокруг классического варианта перехода от новичка к опытному пилоту набирают обороты. Тод совершенно спокойно рассуждает на тему о возможности быстрого перехода от хорошего к лучшему, от 172 на CJ 1, «что это только сыграет нам на руку».

Читайте также:  Что Embraer улучшил во втором поколении E-Jets

Мартин, директор New Piper по продажам, признает, что продажа китайским летным школам по 10-20 самолетов в год станет стабильной прибавкой к уже налаженному бизнесу. Три года назад New Piper не смогли получить контракт с китайцами на поставку пятидесяти самолетов исключительно из-за проблем на производстве, связанных с разрушительными последствиями урагана в США. «Но, главное, мы поняли, что существует спрос, и мы собираемся развивать этот рынок, — заявила Mart Pearce. — Думаю, что среди четырех прекрасных обучающих моделей, лидерами, скорее всего, станут первый Seminole twin и Seneca, с отличными летно-техническими характеристиками. Они могли бы стать основными машинами в обучении пилотов, работающих с современным коммерческим воздушным транспортом. Китайский рынок критически оценивает кабины пилотов, оборудованные графическими дисплеями и электроникой. Но когда в новых авиалайнерах появится усовершенствованное электронное оборудование, способное существенно повысить производительность пилота, возникнет потребность в их установке, и тогда можно будет ожидать повышения интереса к новым технологиям», — заявила она.

И здесь она затрагивает еще одну проблему, с которой столкнутся производители реактивных самолетов. Дело в том, что в нехватка квалифицированных пилотов может свести на нет самый фантастический потенциал роста продаж. К примеру, в начале апреля 2006 г. авиакомпании Китая насчитывали уже 264 самолета Airbus, что по сравнению с 7% в 1995 г. увеличило их долю рынка до 32%.

Производственный альтруизм

В апреле представители Европейского авиастроительного концерна заявили о своем желании продолжить инвестирование в китайские центры подготовки персонала и не останавливаться на заключенных 10-летних контрактах и $80 млн. вложений, а совместно с корпорацией China Aviation Supplies Import and Export Group Corporation обеспечивать обучение пилотов в этой стране на протяжении 20 лет.

Читайте также:  ПРОЙДЕНА ЛИ «ТОЧКА ВОЗВРАТА» ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ)

В следующем месяце Airbus подарит (заметьте — не продаст) УГА Китая учебный стенд A320, чтобы центр смог повысить эффективность подготовки пилотов. Процедурный тренажер с панелями электропультов и приборными досками, отображенными на сенсорных мониторах, предназначен для обучения, поддержания и совершенствования уровня квалификации летного состава в соответствии с утвержденными учебными планами и программами подготовки. До этого студенты вынуждены были ездить в другие центры для прохождения практики на A320.

Компания GE Commercial Aviation Training (GECAT) в свою очередь также высказала желание участвовать в поставке A320 и Boeing Next Generation 737, причем многие из самолетов взяты в аренду у компании GE Commercial Aviation Services (GECAS).

УГА выдало разрешение обучающему центру GECAT в Гонконге на обучение, поддержание и совершенствование уровня квалификации летного состава Китайских авиалиний, после того, как компания получила сертификат тренировочного центра типовой классификации. Ник Локвуд, директор по продажам, сказал: «Мы наблюдаем волнующий период роста, и GECAT будет в нем участвовать. Наша цель — сотрудничество с партнерами по авиации и оказание им помощи в долгосрочном обучении. Имеется в виду преподавание на высочайшем уровне с привлечением высококлассных инструкторов, 20000 часов обучения на симуляторах полетов, куда включены 5000 часов обучения на Airbus с технологией fly-by-wire».

Современный Клондайк

Тод Данк (Cessna): «Сприходом в Китай современной западной авиации повышается необходимость поддержки и предоставления методик обучения, а это уже просто Клондайк современной авиации. Налицо гигантская разница между позицией сегодняшнего Китая и отношением властей к появлению первой Cessna-152 32 года назад».

Растущий спрос и ориентирование страны на западную технологию обучения свидетельствуют о геополитическом взрослении нации. «В Китае, наконец, осознали тот факт, что если они хотят иметь такую же развитую авиационную индустрию, как на Западе, то им необходима аналогичная инфраструктура для обучения», — подводит итог Тод.

Эйми Тёрнер
Пер. Дарья Данилова