VLJ — ваш личный джет

VLJ — ваш личный джет

Впервые совершил трансатлантический перелет в Европу новый самолет Eclipse 500, созданный компанией Eclipse Aviation (США). С 19 по 22 апреля его демонстрировали в немецком городе Фридрихсхафен на международном шоу авиации общего
назначения Aero-2007. Через месяц после этого он примет участие в выставке деловой авиации EBACE-2007 в Швейцарии.

Новый класс

Мировой рынок реактивных самолетов для частной и корпоративной
авиации разнообразен: легкие
(light/light-medium), средние
(medium/medium-large) и самолеты
для дальних полетов (long/ultra-long
range). К отдельной категории принадлежат тяжелые бизнес-джеты, построенные на основе больших пассажирских самолетов: Boeing
Business Jet (BBJ) — на базе Boeing
737 или Airbus Corporate Jetliner
(ACJ) — на базе A319.

Есть и проекты
супергигантов: «Лайнер мечты»
Boeing 787-VIP и «Летающий дворец»
А380 Flying Palace.

Своеобразными антиподами великанов являются совсем крохотные
реактивные самолеты — очень легкие джеты, еще их называют сверхлегкими или микроджетами (VLJ —
Very Light Jets). Этот отряд гражданских судов весьма молод. В канун
2007 г. первая машина новой категории Eclipse 500 была поставлена заказчику.

Учитывая быстрый рост портфеля заказов на микроджеты, американская Национальная ассоциация
деловой авиации дала типовое определение классу VLJ. Это самолеты с
максимальным взлетным весом менее 4,5 т, оборудованные одним или
двумя реактивными двигателями тягой до 900 кг, способные взлетать и
садиться на ВПП длиной 1 км и сертифицированные для управления
одним пилотом.

В настоящее время несколько
компаний ведут разработку такой
авиатехники. Самолеты на пятьсемь мест, включая пилота, в большей степени ориентированы на
эксплуатацию частниками, поскольку отличаются сравнительной неприхотливостью в обслуживании и
стоят примерно полцены самых недорогих бизнес-джетов — $1–3 млн.

Несмотря на то, что работа над некоторыми программами по VLJ
идет уже более десяти лет, они привлекли к себе пристальное внимание только в последние два-три года, выйдя на этап сертификационных испытаний.
Когда в 2000 г. компания Eclipse
Aviation анонсировала строительство реактивного 2-двигательного 6местного самолета стоимостью
$1 млн., то реализация этой идеи
многим показалась рискованным
предприятием. И действительно, запланированные сроки продаж пришлось несколько раз переносить.
Проблемы с поставщиками и непредвиденные сложности в ходе
испытаний авиатехники нового
класса существенно замедлили выполнение программы.

Читайте также:  Airbus поставил первый ACJ320neo стартовому пользователю

Eclipse 500 впервые поднялся в
воздух 26 августа 2002 г., став самым
маленьким самолетом среди бизнесджетов всех времен. Его длина —
всего 10 метров, он вмещает одного
пилота и пять пассажиров. Завершив
полностью программу испытаний,
реактивный малыш в прошлом году
получил от авиационных властей
США сертификат типа гражданского самолета. Правда, конечная цена
выросла относительно первоначально заявленной на 50%, утвердившись
в настоящий момент на отметке
чуть выше $1,5 млн.

Основную ставку разработчики
VLJ делают на массовый. Аналитики
отмечают, что ожидаемая низкая
стоимость таких самолетов основывается на условии именно крупносерийного производства. Для решения
этой задачи, например, компания
Eclipse Aviation планирует использовать ряд оригинальных новаций, в
том числе роботизированную конвейерную сборку самолетов по типу
автомобильной. Производственные
мощности фирмы спроектированы
и построены таким образом, что
объемы выпускаемой продукции достигнут 1000 летательных аппаратов
в год. Такие внушительные планы
уже сейчас подкреплены имеющимися заказами на постройку 2500
воздушных судов.

По словам Верна Рабёрна, руководителя Eclipse Aviation, благодаря
появлению VLJ небо заполнят массовые и дешевые реактивные самолеты. Как в свое время Генри Форд превратил автомобили из элитной игрушки ручной сборки в массовый
продукт, востребованный всеми слоями населения, так и новые VLJ кардинально изменят сектор частной и
деловой авиации. Маленькие реактивные самолеты с бортовыми компьютерами, современной системой
управления, спутниковой навигацией смогут запросто совершать полеты в любых погодных условиях, выполнять взлет-посадку в аэропортах,
куда раньше могли прилетать только
турбовинтовые и поршневые самолеты. Не случайно, одной из областей применения VLJ должны стать
пассажирские перевозки, выполняемые по бизнес-схеме маршрутных
авиатакси.

Двигатели прогресса
Потребность в малоразмерном воздушном транспорте на реактивной
тяге существовала давно. Но вот реализовать на практике столь сложную
научно-техническую задачу стало
возможным лишь только благодаря
созданию компактных и эффективных реактивных двигателей малой
тяги. Конструкторская мысль и новейшие технологии претворили в
жизнь давнюю мечту о сверхлегком
пассажирском джете.
А началась история с турбовентиляторного двигателя FJ44 для
крылатых ракет — совместной разработки компаний Williams
International и Rolls-Royce. Чуть позже родилась модификация FJ44-1
для учебно-тренировочного самолета. Тогда же решили сделать и
другие модификации двигателей
специально для деловых самолетов
легкого класса. Учитывая успешные результаты применения данной модели, Williams International разработала еще более легкий двигатель
FJ33 с тягой от 450 до 680 кг. С ним
вначале и проектировался Eclipse
500, но в 2002 г. разработчики самолета решили установить двигатель компании Pratt & Whitney
Canada — PW600. Хотя ряд других
создателей VLJ сделали выбор в
пользу как раз FJ33.

Читайте также:  Finnair не растёт из-за Airbus

Ближайшие перспективы
Естественно, что первыми к приходу VLJ в повсеместную эксплуатацию готовятся американцы,
поскольку в США сосредоточен самый большой в мире парк частных
воздушных судов. Обладая способностью взлетать и садиться на ВПП
длиной менее 1 км, микроджеты получат доступ в тысячи региональных аэропортов, куда не летают магистральные лайнеры.
Что же касается Европы, то сюда
заказанные самолеты поступят чуть
позже, когда разработчики сертифицируют свою технику по европейским нормам. Кроме того, распространение сверхлегких джетов за
пределы Северной Америки на первом этапе будет сдерживаться отсутствием инфраструктуры послепродажного сопровождения новой техники. Например, компания Eclipse
Aviation рассчитывает развернуть
сеть своих представительств и сервисных центров в Старом Свете в середине 2008 г. — тогда и начнется
полномасштабная экспансия Eclipse
500 на европейский рынок. Пока же потенциальным покупателям микроджетов напоминают,
что эти самолеты, в силу своих небольших размеров, не смогут обеспечить столь роскошных условий
полета, как большие лайнеры. Но в
то же время, VLJ обладают многими
достоинствами реактивных машин.
Например, Eclipse 500 может лететь
со скоростью 700 км/ч на расстояние более 2000 км, имеет удобный и
комфортный салон, оснащен современной авионикой, системами навигации и связи. К тому же, все VLJ будут существенно привлекательнее по
цене, чем бизнес-джеты среднего и
макси-классов, да и расходы на их эксплуатацию тоже будут меньше.
Причем сами продавцы и покупатели считают, что микроджет совсем
не обязательно приспосабливать в
качестве административного самолета. Так, первый владелец Eclipse
500 Дэвид Кроу из Калифорнии заявил, что не планирует использовать
свое судно для бизнеса. По его словам, он будет на нем путешествовать
и просто получать удовольствие от
полетов. Так что, если раньше в роли
доступного авто с крыльями выступали лишь самолеты с пропеллерами, то сейчас приближается время,
когда их монополию потеснят изящные реактивные «птички».

Читайте также:  Барышня по имени "Z"

Сергей Лелеков

Самолеты класса VLJ, находящиеся в настоящее время
в различных стадиях разработки и производства*