Как стать частным пилотом в России?

Как стать частным пилотом
в России?

Для начала хорошая новость: стать частным пилотом в России можно. Потом при желании можно продолжить свою карьеру и стать инструктором, получить допуск на пилотирование самолетом ночью, в сложных метеоусловиях, освоить двухдвигательные самолеты и т.п. И все это — легально.

Для того, чтобы приступить к
обучению летному искусству, вам не обязательно быть миллионером, даже рублевым: вполне достаточно найти около 1500 руб. на ознакомительный полет. Я приведу несколько решающих пунктов, сказал бы даже чрезвычайно важных, для вашего авиационного будущего. Именно от них зависит — летать вам или нет, по крайней мере, в ближайшее время.

Где и на чем?

Первый пункт — это вопрос наличия неподалеку, скажем в радиусе 100 км, аэродрома с легкими самолетами. Это может быть аэроклуб, а может и какая-нибудь другая авиационная организация, располагающая легкомоторной техникой. Я, например, когда вспомнил свою детскую мечту о небе и начал ее усиленно реализовывать в 1995 г., не имел никакого представления об авиационных клубах в нашем городе. Вообще, единственное, о чем я знал — что есть ДОСААФ. Но это меня не устраивало потому, что хотелось летать как пилоту-любителю в свое удовольствие (впрочем, свою историю более подробно расскажу как-нибудь позже). Начался конкретный поиск. В итоге при помощи ног, исследований области на электричке, постоянных опросов населения и друзей — аэродром с легкими самолетами я все-таки нашел.

Здоровье

Особых сверхтребований к состоянию вашего здоровья нет. Как правило, пилотом легкого самолета может стать любой гражданин, имеющий водительское удостоверение на управление автомобилем. Хотя, как показывает жизнь, встречаются одержимые субъекты, кому в силу их психомоторики лучше совсем не летать, либо посвятить процессу обучения не 42 часа летного времени, а намного больше. Мне знакомы курсанты, которые пришли учиться пять лет назад и до сих пор летают по кругам, под неусыпным контролем инструктора, несмотря на сезонный налет под 60 часов. Правда, так бывает очень редко, и происходит в основном с людьми довольно почтенного возраста, когда освоение любого нового навыка связано с большими усилиями, нежели в молодости

Читайте также:  SmartLynx вошла в капитал Canada Jetlines

Деньги

Арифметика одновременно простая и пугающая. Стандартная программа подготовки пилотов-любителей в РФ включает 42 часа летной и 210 часов теоретической подготовки. Первое обычно оплачивается исходя из фактического налета. Второе зависит от конкретного клуба. Стоимость летного часа начинается с 3000 рублей (если найдете такие расценки, то вам сильно повезло) и, в среднем, составляет 5000 рублей. С другой стороны деньги — это время. Если у вас нет денег на обучение полетам, но есть огромное желание, то вы должны найти время.

Деньги — это самая простая жертва. Чтобы тут не мудрить, скажу проще: меньше денег — длиннее путь к пилотскому свидетельству. Но и здесь появляются свои положительные моменты. Во-первых, какой будет кайф, когда вы, наконец, получите этот документ. Во-вторых, имея работающую голову, навыки ваши будут более устойчивыми, если вы отучитесь пару лет, а не два месяца.

Голова — первым делом

Если вы без видимых усилий производите впечатление вменяемого человека, но при этом значительно обременены страстным желанием летать — считайте, что первый шаг в мир авиации уже сделан. И теперь все зависит от вашей концентрации на поставленной цели и складывающихся обстоятельств. Кстати, прекрасным топливом вашего внутреннего авиационного движка может стать культовый Ричард Бах. Самое интересное, что с той поры, когда я зачитывался его произведениями и думал о подобных полетах, как о несбыточной мечте, до того момента, когда так же, как и он стал катать публику на старенькой «Цессне», прошло всего восемь лет. Во-вторых, приезжайте на аэродром! Для меня раньше, когда еще не летал, аэродром, пилоты и само- леты были чем-то мистически недостижимым. И тому повод — аэродромная ограда и наличие режима спецконтроля. Но на самом деле все это не так уж недоступно, если есть главное — желание и умение общаться с людьми. Поэтому, когда у вас все-таки получится оказаться рядом с легким самолетом или его пилотом, не теряйте времени — задавайте вопросы. Поверьтемне, общаться с человеком, задающим пусть даже самые глупые вопросы, гораздо приятнее, чем смотреть на гражданина, изо всех сил корчащего из себя профессионала, но при этом неспособного отличить поршневой самолет от турбовинтового. В конце концов, ведь все мы когда-то ничего не знали и спрашивали, спрашивали, спрашивали… Кстати, таким образом вы со временем найдете и «свой клуб» и «своего инструктора».

Читайте также:  Air Lease Corp. приобрела восемь Boeing 737 MAX

Тише едешь — дальше будешь

Прежде, чем вы побежите на ближайший аэродром, напомню еще об одном важном шаге на пути к вашей заветной мечте. Следуя такому совету, многие не очень богатые люди смогут открыть для себя дорогу в небо. Итак, вы не можете себе позволить выложить несколько тысяч «у.е.» за пару месяцев? И не надо. Заведите себе новую привычку (например, взамен курения или еще чего-нибудь): приезжайте на аэродром каждые выходные и летайте по полчаса. Всего полчаса. Это около 1500 рублей. Не можете? Найдите друзей, которые хотели бы прокатиться на аэроплане, агитируйте ваших коллег (аэродром — часто прекрасное место для шашлыков). Летайте в два раза реже, но приезжайте регулярно. Думайте, о том, что вы можете сделать полезного для этих ребят на самолетах. Думайте и действуйте! И, возможно, удача вам улыбнется. Хотя не надейтесь, что это произойдет быстро. Главное — быть твердо уверенным, что в один действительно прекрасный день, пусть на другом аэродроме и при других обстоятельствах, вы совершите свой ПЕРВЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОЛЕТ.

Евгений Воронов,
Российский журнал авиации
общего назначения «Полёт»

www.aeroklub.spb.ru