Cessna 182Т Skylane — персональный экспресс

FLIGHT TEST

Cessna 182Т Skylane — персональный экспресс

В настоящее время по всему миру
летают десятки тысяч самолетов
Cessna. Благодаря надежной и
продуманной конструкции, выдающимся летным характеристиками и невысокой цене они стали
не только повсеместно популярны, но и заслужили авторитет надежных «рабочих лошадок» в
авиации общего назначения. Самая частая сделка с самолетами в
США — это покупка-продажа различных моделей Cessna. Авиарегистром МАК в 2005 г. выданы сертификаты типов на целое семейство одномоторных поршневых самолетов компании «Цессна Эйркрафт»,
которые на законном основании получили допуск в российское небо.

Недавно мне довелось опробовать
в полете новейшую модификацию
Cessna 182Т Skylane («Скайлэйн»). Собственником этой симпатичной красно-белой «птички» является ЗАО «Ресурс-Авиа», а эксплуатантом — НП
«Союз авиаторов «Крылья». Но прежде
чем рассказать о самом самолете, об
отзывах на него летчиков и инженеров, напомним вкратце историю
«Скайлэйнов».
Полвека в небе —
лучшая репутация
Первый полет новой машины Model
182 (как дальнейшее развитие Cessna
180) состоялся в марте 1956 г. Ее отличительным новшеством стало шасси с
носовым колесом. Наименование
Skylane впервые получила модификация Cessna 182А. После нее в свет выходили новые модификации, отличавшиеся от предыдущих машин большим взлетным весом, улучшенным
профилем крыла, а также оперением. Изменения коснулись стоек шасси
(уменьшилась высота), изменилась
форма носовой части фюзеляжа, была
убрана перегородка с заднего стекла
кабины…

На основе базовой модели были
разработаны модификации Skylane и
Skylane II. В начале 1980-х появились
Turbo Skylane и Turbo Skylane II, оснащенные 235-сильным мотором Avco
Lycoming с турбонагнетателем. Как видите, доработки 182-й велись постоянно. В дальнейшем родилась модификация Skylane RG (Retractable Gear)
с убираемым шасси, что дало значительное улучшение летных характеристик. Самой поздней модификацией
из серии классических «Скайлэйнов»
с неубирающимся шасси стала Cessna
182Q. Классическими принято считать те, что были построены до 1987 г.,
когда фирма «Цессна Эйркрафт» прекратила выпуск поршневых одномоторных самолетов.

Как показало время, успех 182-й
на потребительском рынке оказался
просто фантастическим. За первые 30
лет серийного производства было построено более 21000 самолетов, включая около 200, выпущенных по лицензии французской фирмой Reims.
Однако, несмотря на вынужденный 9-летний перерыв в производстве, в 1996 г. появилась следующая модификация Cessna 182. Новая версия,
получившая буквенный индекс S, претерпела кардинальные изменения. Все
было новым: двигатель, трехлопастный воздушный винт, приборное оборудование, переработанный планер и
многое другое. Возвращение к производству ранее полюбившихся «Скайлэйнов» было весьма стремительным.
В июле 1996 г. самолет Cessna 182S совершил первые испытательные полеты, в октябре получил сертификат
FAA, а уже 24 апреля 1997 г. из цехов
вышла первая серийная машина. Только до 2000 г. их построили более 800.

Читайте также:  Белавиа планирует летнее расширение в России

Такие темпы производства диктовал
не ослабевающий спрос на популярную модель.
Войдя в новый XXI век, компания
«Цессна Эйркрафт» рационально взяла лучшие достижения прошлого и
передовые разработки современности. Свидетельством тому стала очередная презентация в октябре 2003 г.
новой модификации Cessna 182Т
Skylane. В кабине вместо стандартных
аналоговых приборов установили
электронные дисплеи пилотажно-навигационного комплекса Garmin 1000.
Два экрана с высоким разрешением
размером 10,4 дюйма заняли основное место на приборной доске. Этот
самолет стал «ноу-хау» для всей легкомоторной авиации.
Сразу же после представления самолета дилерам, компания «Цессна
Эйркрафт» организовала демонстрацию его возможностей в рекламном
турне по аэродромам Америки. По утверждению экипажей, выполнявших
маршрутные тест-полеты на Cessna
182Т, технология работы в воздухе
стала более удобной, так как всю навигацию осуществляла система Garmin. Благодаря «стеклянным» панелям существенно улучшилось восприятие
летчиком информационного поля, освободилось его внимание для контроля окружающей обстановки и пилотирования. Следовательно, новые самолеты позволили летать не только эффективнее, но и безопаснее.

Отправляемся в полет

Сегодня одна из серийных машин
Cessna 182Т Skylane летает в авиационном учебном центре (АУЦ) НП «Союз авиаторов «Крылья». Здесь можно
пройти обучение, первоначальную
подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного
персонала на самолетах Як-18Т, Ил103 и Cessna 182Т.

Созинов Леонид Леонидович —
летчик-инструктор, заместитель
генерального директора НП «Союз авиаторов «Крылья» по безопасности полетов:

— Для потребителя такой квалификации, как частный пилот, лучшего
самолета, чем Cessna 182Т, не придумали. Он может находиться в воздухе
без дозаправки более 7 часов, позволяет выполнять полеты днем и ночью,
в простых и сложных метеоусловиях,
имеет шикарное оборудование, комфортную кабину на 4-х человек
(включая пилота) и большой багажник в фюзеляже.

— А как эргономика в кабине?

— Учитывая, что самолет совсем
небольшой, тем не менее, двум пилотам сидеть рядом не тесно. Из-за того, что у Cessna конструктивная схема расположения крыла — высокоплан, обзор вниз великолепный, земля просматривается прекрасно. В
кабине удобное эргономичное расположение всех ручек и переключателей, как для инструктора, так и для
обучаемого. Управление дублировано, единственное — слева находятся
переключатели АЗС и магнето для
запуска двигателя. Поскольку это
пассажирская, транспортная машина, то здесь у пилотов — штурвалы. Именно штурвал позволяет более
точно пилотировать по приборам.
Для отображения информации служат два экрана интегральной системы Garmin 1000. Слева, как мы говорим, — главный (основной PFD), а
справа — многофункциональный
(MFD). На основной дисплей выводится полетная информация: пространственное положение (авиагоризонт), курс (компас), высота (высотомер), приборная скорость полета (указатель скорости), вертикальные скорости набора/снижения (вариометр). На дополнительном дисплее отображается картографическая
информация от GPS, данные о погоде и состоянии воздушного пространства, а также комбинированная
информация о работе силовой установки. Сюда же выводятся контрольные карты и описания аэродромов.
Есть функция переключения вида информации между панелями. Если включить реверсивный режим, то
справа на инструкторском месте
формируются такие же приборы,
как и слева: авиагоризонт, указатель
скорости, высотомер и т.д. Аналогично нажатием кнопки можно перенести на левый дисплей основные навигационные данные. На всех пилотажных приборах показания в футах
и узлах, вертикальные скорости — в
футах в минуту. А вот информация
от GPS может выдаваться и в метрической системе измерения.
Ниже экранов дисплеев располагаются стандартные стрелочные
приборы пилотажной группы — указатель скорости, авиагоризонт и высотомер. Это тоже хорошее подспорье, особенно для тех, кто переучивается со старой техники на самолеты с Garmin-ом.

Читайте также:  Бизнес ставит на скоростные джеты

— Как самолет ведет себя при
пилотировании?

— В этой машине очень дружат устойчивость и управляемость. Она
проста в пилотировании и имеет высокое аэродинамическое качество, совсем как у планера. Весь расчет при
заходе на посадку после 4-го разворота практически идет на «малом газе». Механизация крыла — это закрылки, с
максимальным углом отклонения 40
градусов. Шасси неубирающегося типа, значит, перед посадкой не забудешь выпустить.Крейсерская скорость, с которой
мы фактически летаем по маршруту —
250 км/ч. Это отличная скорость для
такой «малютки». Вертикальная скорость в наборе примерно как у транспортного самолета Ан-24 — около 5
м/с. И здесь важна не только мощность двигателя, а, образно говоря, содружество мотора с воздушным винтом. У винта очень хороший КПД.
Плюс к этому у 182-й — оптимальная
нагрузка на крыло, как раз для самолетов такого класса. Также наилучшим
образом выбран угол установки крыла, сразу чувствуется, что аэродинамика этой машины дорабатывалась на
протяжении более 40 лет.

— Что скажете о взлетно-посадочых характеристиках?

— На взлете длина разбега составляет около 240 м. Пробег на посадке
поменьше — 200–210 м. На рулении
машина ведет себя очень послушно,
как большой транспортный самолет,
потому что у нее переднее колесо
шасси управляемое. Даже на влажной
или на скользкой полосе Cessna абсолютно устойчива в движении. К тому
же на посадке конструкция шасси с
передней «ногой» предохраняет от капотирования.

— Прощает ли самолет ошибки в технике пилотирования?

— Прежде всего, самое опасное
для пилотов — это потеря скорости.
Но здесь установлена система предупреждения. На левом крыле есть датчик, который срабатывает от набегающего потока воздуха. При критических параметрах скорости в кабине
звучит звуковой сигнал и загорается
световое табло.
Добавлю также о надежности
цельнометаллической конструкции
самолета — она выдерживает перегрузку +3,6 g.
Обобщая сказанное, с позиции
своего достаточно большого опыта
работы в гражданской авиации, хочу
отметить, что Cessna 182Т — действительно прекрасный самолет, в большей степени предназначенный как
раз для частных пилотов.

Читайте также:  Бизнес-самолёты для дальних и ультрадальних путешествий

Михайлов Анатолий Анатольевич
— инженер НП «Союз авиаторов
«Крылья»:

— Если говорить о техническом
обслуживании, то самолет сделан
очень удачно. Компоновка двигателя,
расположение агрегатов — все в пределах удобного доступа. Сразу видно,
что конструкторы компании «Цессна»
учли весь накопленный большой материал по эксплуатации, поэтому схема 182-й проработана до мелочей.
Модель довольно практичная.

— Какие особенности в техническом обслуживании связаны с
оборудованием самолета системой Garmin 1000?

— Периодически от компании
производителя приходят сервисные
бюллетени о необходимости провести на Garmin-е какие-либо виды работ.
Допустим, если появилось новое программное обеспечение, то его необходимо приобрести и «прошить». Особенности только в этом.

— Трудозатраты по обслуживанию самолета большие?

— Оперативное обслуживание
(предполетное, послеполетное) выполняет один человек. Это может делать самостоятельно даже пилот, если
он обучен и имеет оформленный допуск к такой работе. Непосредственно
перед полетами проводится стандартный осмотр, заправка топливом, контрольные проверки и т.п. Эта подготовка занимает примерно полчаса.
А вот для более сложного периодического обслуживания, когда нужно
выполнить на авиационной технике
обязательные регламентные работы
после 50, 100, 200 и т.д. часов налета,
требуются сертифицированные специалисты и авиационно-техническая
база со специальным оборудованием.
О временных затратах на проведение
регламентных работ могу сказать на
примере личного опыта работы в Германии. Регламентное обслуживание
обычно выполняют три специалиста.
Если самолет находится в нормальном состоянии, есть инструменты и
необходимые запчасти, то вся работа
может занять всего один день.

— Спасибо за полет и за ваши
ответы.

Беседовал Сергей Лелеков
Фото автора
По вопросам выбора и приобретения
самолетов Cessna обращайтесь в
ЗАО «Ресурс-Авиа»:
тел.: +7 (495) 944-1001
e-mail: cessna@resavia.ru;
www.resavia.ru