Cessna 182Т Skylane — персональный экспресс

FLIGHT TEST

Cessna 182Т Skylane — персональный экспресс

В настоящее время по всему миру
летают десятки тысяч самолетов
Cessna. Благодаря надежной и
продуманной конструкции, выдающимся летным характеристиками и невысокой цене они стали
не только повсеместно популярны, но и заслужили авторитет надежных «рабочих лошадок» в
авиации общего назначения. Самая частая сделка с самолетами в
США — это покупка-продажа различных моделей Cessna. Авиарегистром МАК в 2005 г. выданы сертификаты типов на целое семейство одномоторных поршневых самолетов компании «Цессна Эйркрафт»,
которые на законном основании получили допуск в российское небо.

Недавно мне довелось опробовать
в полете новейшую модификацию
Cessna 182Т Skylane («Скайлэйн»). Собственником этой симпатичной красно-белой «птички» является ЗАО «Ресурс-Авиа», а эксплуатантом — НП
«Союз авиаторов «Крылья». Но прежде
чем рассказать о самом самолете, об
отзывах на него летчиков и инженеров, напомним вкратце историю
«Скайлэйнов».
Полвека в небе —
лучшая репутация
Первый полет новой машины Model
182 (как дальнейшее развитие Cessna
180) состоялся в марте 1956 г. Ее отличительным новшеством стало шасси с
носовым колесом. Наименование
Skylane впервые получила модификация Cessna 182А. После нее в свет выходили новые модификации, отличавшиеся от предыдущих машин большим взлетным весом, улучшенным
профилем крыла, а также оперением. Изменения коснулись стоек шасси
(уменьшилась высота), изменилась
форма носовой части фюзеляжа, была
убрана перегородка с заднего стекла
кабины…

На основе базовой модели были
разработаны модификации Skylane и
Skylane II. В начале 1980-х появились
Turbo Skylane и Turbo Skylane II, оснащенные 235-сильным мотором Avco
Lycoming с турбонагнетателем. Как видите, доработки 182-й велись постоянно. В дальнейшем родилась модификация Skylane RG (Retractable Gear)
с убираемым шасси, что дало значительное улучшение летных характеристик. Самой поздней модификацией
из серии классических «Скайлэйнов»
с неубирающимся шасси стала Cessna
182Q. Классическими принято считать те, что были построены до 1987 г.,
когда фирма «Цессна Эйркрафт» прекратила выпуск поршневых одномоторных самолетов.

Как показало время, успех 182-й
на потребительском рынке оказался
просто фантастическим. За первые 30
лет серийного производства было построено более 21000 самолетов, включая около 200, выпущенных по лицензии французской фирмой Reims.
Однако, несмотря на вынужденный 9-летний перерыв в производстве, в 1996 г. появилась следующая модификация Cessna 182. Новая версия,
получившая буквенный индекс S, претерпела кардинальные изменения. Все
было новым: двигатель, трехлопастный воздушный винт, приборное оборудование, переработанный планер и
многое другое. Возвращение к производству ранее полюбившихся «Скайлэйнов» было весьма стремительным.
В июле 1996 г. самолет Cessna 182S совершил первые испытательные полеты, в октябре получил сертификат
FAA, а уже 24 апреля 1997 г. из цехов
вышла первая серийная машина. Только до 2000 г. их построили более 800.

Читайте также  Singapore Airlines растёт за счёт лоукостеров

Такие темпы производства диктовал
не ослабевающий спрос на популярную модель.
Войдя в новый XXI век, компания
«Цессна Эйркрафт» рационально взяла лучшие достижения прошлого и
передовые разработки современности. Свидетельством тому стала очередная презентация в октябре 2003 г.
новой модификации Cessna 182Т
Skylane. В кабине вместо стандартных
аналоговых приборов установили
электронные дисплеи пилотажно-навигационного комплекса Garmin 1000.
Два экрана с высоким разрешением
размером 10,4 дюйма заняли основное место на приборной доске. Этот
самолет стал «ноу-хау» для всей легкомоторной авиации.
Сразу же после представления самолета дилерам, компания «Цессна
Эйркрафт» организовала демонстрацию его возможностей в рекламном
турне по аэродромам Америки. По утверждению экипажей, выполнявших
маршрутные тест-полеты на Cessna
182Т, технология работы в воздухе
стала более удобной, так как всю навигацию осуществляла система Garmin. Благодаря «стеклянным» панелям существенно улучшилось восприятие
летчиком информационного поля, освободилось его внимание для контроля окружающей обстановки и пилотирования. Следовательно, новые самолеты позволили летать не только эффективнее, но и безопаснее.

Отправляемся в полет

Сегодня одна из серийных машин
Cessna 182Т Skylane летает в авиационном учебном центре (АУЦ) НП «Союз авиаторов «Крылья». Здесь можно
пройти обучение, первоначальную
подготовку, переподготовку и повышение квалификации авиационного
персонала на самолетах Як-18Т, Ил103 и Cessna 182Т.

Созинов Леонид Леонидович —
летчик-инструктор, заместитель
генерального директора НП «Союз авиаторов «Крылья» по безопасности полетов:

— Для потребителя такой квалификации, как частный пилот, лучшего
самолета, чем Cessna 182Т, не придумали. Он может находиться в воздухе
без дозаправки более 7 часов, позволяет выполнять полеты днем и ночью,
в простых и сложных метеоусловиях,
имеет шикарное оборудование, комфортную кабину на 4-х человек
(включая пилота) и большой багажник в фюзеляже.

— А как эргономика в кабине?

— Учитывая, что самолет совсем
небольшой, тем не менее, двум пилотам сидеть рядом не тесно. Из-за того, что у Cessna конструктивная схема расположения крыла — высокоплан, обзор вниз великолепный, земля просматривается прекрасно. В
кабине удобное эргономичное расположение всех ручек и переключателей, как для инструктора, так и для
обучаемого. Управление дублировано, единственное — слева находятся
переключатели АЗС и магнето для
запуска двигателя. Поскольку это
пассажирская, транспортная машина, то здесь у пилотов — штурвалы. Именно штурвал позволяет более
точно пилотировать по приборам.
Для отображения информации служат два экрана интегральной системы Garmin 1000. Слева, как мы говорим, — главный (основной PFD), а
справа — многофункциональный
(MFD). На основной дисплей выводится полетная информация: пространственное положение (авиагоризонт), курс (компас), высота (высотомер), приборная скорость полета (указатель скорости), вертикальные скорости набора/снижения (вариометр). На дополнительном дисплее отображается картографическая
информация от GPS, данные о погоде и состоянии воздушного пространства, а также комбинированная
информация о работе силовой установки. Сюда же выводятся контрольные карты и описания аэродромов.
Есть функция переключения вида информации между панелями. Если включить реверсивный режим, то
справа на инструкторском месте
формируются такие же приборы,
как и слева: авиагоризонт, указатель
скорости, высотомер и т.д. Аналогично нажатием кнопки можно перенести на левый дисплей основные навигационные данные. На всех пилотажных приборах показания в футах
и узлах, вертикальные скорости — в
футах в минуту. А вот информация
от GPS может выдаваться и в метрической системе измерения.
Ниже экранов дисплеев располагаются стандартные стрелочные
приборы пилотажной группы — указатель скорости, авиагоризонт и высотомер. Это тоже хорошее подспорье, особенно для тех, кто переучивается со старой техники на самолеты с Garmin-ом.

Читайте также  Air Canada купила долю в своём региональном партнёре

— Как самолет ведет себя при
пилотировании?

— В этой машине очень дружат устойчивость и управляемость. Она
проста в пилотировании и имеет высокое аэродинамическое качество, совсем как у планера. Весь расчет при
заходе на посадку после 4-го разворота практически идет на «малом газе». Механизация крыла — это закрылки, с
максимальным углом отклонения 40
градусов. Шасси неубирающегося типа, значит, перед посадкой не забудешь выпустить.Крейсерская скорость, с которой
мы фактически летаем по маршруту —
250 км/ч. Это отличная скорость для
такой «малютки». Вертикальная скорость в наборе примерно как у транспортного самолета Ан-24 — около 5
м/с. И здесь важна не только мощность двигателя, а, образно говоря, содружество мотора с воздушным винтом. У винта очень хороший КПД.
Плюс к этому у 182-й — оптимальная
нагрузка на крыло, как раз для самолетов такого класса. Также наилучшим
образом выбран угол установки крыла, сразу чувствуется, что аэродинамика этой машины дорабатывалась на
протяжении более 40 лет.

— Что скажете о взлетно-посадочых характеристиках?

— На взлете длина разбега составляет около 240 м. Пробег на посадке
поменьше — 200–210 м. На рулении
машина ведет себя очень послушно,
как большой транспортный самолет,
потому что у нее переднее колесо
шасси управляемое. Даже на влажной
или на скользкой полосе Cessna абсолютно устойчива в движении. К тому
же на посадке конструкция шасси с
передней «ногой» предохраняет от капотирования.

— Прощает ли самолет ошибки в технике пилотирования?

— Прежде всего, самое опасное
для пилотов — это потеря скорости.
Но здесь установлена система предупреждения. На левом крыле есть датчик, который срабатывает от набегающего потока воздуха. При критических параметрах скорости в кабине
звучит звуковой сигнал и загорается
световое табло.
Добавлю также о надежности
цельнометаллической конструкции
самолета — она выдерживает перегрузку +3,6 g.
Обобщая сказанное, с позиции
своего достаточно большого опыта
работы в гражданской авиации, хочу
отметить, что Cessna 182Т — действительно прекрасный самолет, в большей степени предназначенный как
раз для частных пилотов.

Читайте также  Аэрофлот отказался от A350-800

Михайлов Анатолий Анатольевич
— инженер НП «Союз авиаторов
«Крылья»:

— Если говорить о техническом
обслуживании, то самолет сделан
очень удачно. Компоновка двигателя,
расположение агрегатов — все в пределах удобного доступа. Сразу видно,
что конструкторы компании «Цессна»
учли весь накопленный большой материал по эксплуатации, поэтому схема 182-й проработана до мелочей.
Модель довольно практичная.

— Какие особенности в техническом обслуживании связаны с
оборудованием самолета системой Garmin 1000?

— Периодически от компании
производителя приходят сервисные
бюллетени о необходимости провести на Garmin-е какие-либо виды работ.
Допустим, если появилось новое программное обеспечение, то его необходимо приобрести и «прошить». Особенности только в этом.

— Трудозатраты по обслуживанию самолета большие?

— Оперативное обслуживание
(предполетное, послеполетное) выполняет один человек. Это может делать самостоятельно даже пилот, если
он обучен и имеет оформленный допуск к такой работе. Непосредственно
перед полетами проводится стандартный осмотр, заправка топливом, контрольные проверки и т.п. Эта подготовка занимает примерно полчаса.
А вот для более сложного периодического обслуживания, когда нужно
выполнить на авиационной технике
обязательные регламентные работы
после 50, 100, 200 и т.д. часов налета,
требуются сертифицированные специалисты и авиационно-техническая
база со специальным оборудованием.
О временных затратах на проведение
регламентных работ могу сказать на
примере личного опыта работы в Германии. Регламентное обслуживание
обычно выполняют три специалиста.
Если самолет находится в нормальном состоянии, есть инструменты и
необходимые запчасти, то вся работа
может занять всего один день.

— Спасибо за полет и за ваши
ответы.

Беседовал Сергей Лелеков
Фото автора
По вопросам выбора и приобретения
самолетов Cessna обращайтесь в
ЗАО «Ресурс-Авиа»:
тел.: +7 (495) 944-1001
e-mail: cessna@resavia.ru;
www.resavia.ru