Гидроавиация на МАКС-2005

     Гидросамолеты – особый тип авиатехники, объединяющий в себе возможности летательных аппаратов и плавательных средств.

     Во всём мире большинство ЛА подобного типа имеют поплавковое шасси, что накладывает ряд ограничений при взлёте-посадке по высоте волны. Можно только предполагать, насколько расширятся возможности любителей водных увлечений при появлении аппаратов подобного типа. К сожалению, в России гидроавиация еще не получила широкого распространения, но достойная техника уже появилась. И без преувеличения можно утверждать — российские гидросамолёты (в т.ч. Бе-12П «Чайка», Бе-200) имеют более широкие амфибийные возможности в сравнении с подобными ЛА других стран.

     Так, в конце июля – начале августа 2004 г. в штате Висконсин (США) прошло традиционное авиашоу «Ошкош-2004», на котором демонстрировалась широкая гамма ЛА, в т.ч. гидроавиация. Российское авиастроение было представлено лёгким многоцелевым самолётом-амфибией Бе-103, выпущенным Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением им. Ю.А. Гагарина. Самолёт №3301 выполнил в ходе авиашоу 14 полётов, все они осуществлялись с воды. Вообще, амфибия с берегов Амура проявила себя в американском небе и на воде самым лучшим образом. Не было отмечено никаких проблем с герметичностью лодки и водоизмещающего крыла. В ходе выставки Бе-103 выполнял взлёт и посадку при максимально разрешённой высоте волны – 0,6 м. Для сравнения, американские машины аналогичного класса (в частности, ближайший соперник Бе-103 – амфибия Lanshe Lake LA-250) в этих условиях выполнять полёты не смогли.

     Владельцем самолёта Бе-103 №3301, совершившего перелет на 2000 км из штата Нью-Джерси в Ошкош, является гражданин США Кент Линн – энтузиаст гидроавиации, который первым в США приобрёл российскую амфибию.

     На авиасалоне Бе-103 привлёк к себе повышенное внимание американской «авиационной общественности», достаточно избалованной новинками в области АОН. В частности, была отмечена уникальная гидродинамическая компоновка машины с 3-точечной схемой глиссирования, разработанной ОКБ Бериева совместно с учёными Московского филиала ЦАГИ. Следует сказать, что в ближайшие 2 года в США могут быть проданы 10-12 машин Бе-103.

     Интерес к новой амфибии проявили и в Канаде. Этому способствовала достигнутая между создателями самолёта и заинтересованными канадскими фирмами договоренность о начале сертификации Бе-103 по канадским нормам летной годности. По самым скромным оценкам, рынок страны «кленового листа», изобилующей реками и озерами, способен «проглотить» до 100 машин типа Бе-103.

     ООО НПО «АэроВолга» (г. Самара), предприятие, занимающееся разработкой и производством самолётов-амфибий, представит свою новую перспективную разработку ЛА-8. Этот самолёт предназначен для перевозки пассажиров и грузов, выполнения патрульных, санитарных, поисковых и спасательных работ, оказания медпомощи в труднодоступных районах и других видов работ, а также для выполнения учебно-тренировочных, служебных и туристско-развлекательных полетов над земной и водной поверхностью по правилам визуального полёта. Для взлёта и посадки могут использоваться участки грунта, аэродромы с искусственным покрытием, водная поверхность, соответствующие требованиям данной инструкции. В пассажирском варианте число мест не более 8, включая пилота. Самолёт представляет собой свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, классическим Т-образным оперением и 3-стоечным шасси с передней опорой. Он снабжён двумя силовыми установками (авиационные двигатели М-37АК производства Чешской республики)
     мощностью 210 л.с. каждая. Предполагается, что детище «АэроВолги» будет наиболее востребовано в Швеции, Финляндии, Англии, Германии, Северной Америке: в Канаде, на Аляске, а также в Южной Америке, странах Африки и Океании. Однако западный рынок станет доступным предприятию только после решения ближайшей задачи – этапа сертификации.

Читайте также:  ПТИЦЫ ОДНОГО ПОЛЕТА

Константин Кобелев