Долгожданная либерализация внутриафриканских авиаперевозок может состояться 28 января, когда Африканский Союз (African Union, AU) подпишет окончательное решение о едином рынке. В этот день главы государств AU должны принять единые правила защиты потребителей и конкуренции для всего континента на саммите в Аддис-Абебе, Эфиопия.
[Почти] открытое небо Африки
Африканский рынок воздушного транспорта (Single African Air Transport Market, SAATM) — соглашение, разработанное почти 20 лет назад.
В 1999 году в Ямусукро, Камерун, был принят документ, провозглашающий снятие внутренних барьеров на коммерческие авиарейсы внутри Африки. Затем SAATM перешёл к этапу ратификации на национальном уровне всех стран-участников, что до сих пор остаётся невозможным: из 55 членов Союза его подписали 44, а к саммиту в Аддис-Абебе все национальные формальности завершили 23 государства.
Но и это ещё не всё. Соглашение фактически начинает действовать лишь после того, как окончательно подключённая к нему страна выполнит «семь шагов» для имплементации SAATM. Последним «шагом» будет оповещение всех других участников о стопроцентной готовности. Бюрократы созданной для реализации договора наднациональной структуры AFCAC говорят лишь о шести «действительно прошедших все этапы» странах.
Тем не менее, даже объединение лишь десятой части подписантов наверняка станет сильной поддержкой и хорошим импульсом для остальных.
Авиакомпании Африки сейчас обеспечивают всего 3% мирового воздушного трафика, перевозя 76,6 миллионов пассажиров в год. К 2025 году ожидается рост объёма до 300 миллионов человек.
Отношение стран Африканского Союза к соглашению о едином рынке
Традиционно для мировой экономики, ослабление национальных границ станет дополнительным преимуществом сильных игроков перед слабыми.
Промоутеры
Поэтому в числе активных сторонников SAATM — страны, обладающие высокоразвитыми (по меркам континента) авиакомпаниями, готовыми к международной экспансии. Group A на карте показана фиолетовым цветом: Египет, Кения, Руанда, Эфиопия и Южноафриканская Республика.
Пассивные участники
Group B (дана синим цветом) составили участники, которые присоединились к соглашению в планах получить развить инфраструктуру за счёт лидеров. Здесь сателлиты ЮАР (Ботсвана, Зимбабве, Мозамбик и Свазиленд) и страны Центральной и Западной Африки, отказавшиеся от собственных амбиций по развитию национальных авиаперевозчиков. В их числе как обладатели исчезающе малых экономик Либерия и Сьерра-Леоне, так и мощные игроки вроде Ганы и, особенно, Нигерии.
Сторонние наблюдатели
Group C — все остальные страны, занимающие либо выжидательную позицию (прежде всего — островные государства Индийского океана), либо неспособные провести все бюрократические процедуры в срок, даже несмотря на общее согласие с духом интеграции. Показаны жёлтым.
Противники
Наконец, Group D (красная заливка), состоящая из трёх стран Магриба: Алжира, Марокко и Туниса.
Кроме исторической, этнической и культурной общности, они объединены относительно высоким уровнем развития экономики в целом и авиационной отрасли в частности, а также политикой протекционизма: войти на внутренний рынок иностранному игроку непросто, и страны к югу от Сахары для них — поставщики природных и человеческих ресурсов, но никак не финансовых. Национальные перевозчики этих стран заметную долю своих доходов получают от транзитных пассажиров из аэропортов Западной Африки в Европу, США и Канаду. С этой точки зрения, интерес «магрибской тройки» к SAATM должен совпадать с группой «промоутеров».
Однако Алжир поддерживает Сахарскую Арабскую Демократическую республику, не признающую суверенитет Марокко над территориями Западной Сахары. Это, разумеется, вызывает сильную неприязнь в их взаимных отношениях и создаёт пока непреодолимое препятствие для общего рынка, так как открывшись всем, им придётся снять барьеры перед непосредственным соседом.
В то же время у Туниса другая реальность. Ориентированная на привлечение европейских туристов страна, ресурсов которой не хватит на континентальную экспансию, имеет мощный дестабилизирующий фактор у своих юго-восточных границ — распавшуюся Ливию. Открытость «на юг» — не к Европе, а к Африке, — не то, что могло бы подкрепить экономику в такой ситуации.
Итого, Магриб остаётся в стороне от общеафриканских интеграционных процессов. За возможность стать лидером Чёрного континента, по факту, пока соревнуются лишь ЮАР и Эфиопия.