ПОЛЁТЫ НЕ ВО СНЕ, А НАЯВУ

«Делать то, что доставляет удовольствие,
— значит быть свободным.»

Ф. Вольтер

       Наверное, каждый человек в тех или иных обстоятельствах наталкивается на подобные формулировки типа: «расширить горизонты познания», «поднять уровень сознания», и т.п. Но часто ли мы задумываемся над значением этих слов, отдающих курсом философии высшей школы? Признаться, нечасто, не правда ли? И причины тому более чем объективные: «друзья, дела, счастье в жизни личной»…

       Но вот однажды приходит отчётливое осознание следующего: поводов для встреч с друзьями много, а причина всегда одна; дела приносят больше прибыли, чем удовольствия от её получения; ну, а личная жизнь сложилась или не сложилась настолько, что ни говорить, ни думать об этом не хочется.
       Так что там было про горизонты?…
       Выходит, до видимой линии всё уже познано?
       И как высоко нужно забраться, чтобы поднялся уровень сознания?
       Словом, если вдруг однажды вы подняли голову и увидели над собой потолок, самое время вспомнить, когда в последний раз вы смотрели на звёзды. И не расстраивайтесь, если предательница-память не выдаст точной даты. Мода на потолки меняется с развитием технологий по производству покрытий для них. А звёзды… Они всё те же, каждая на своём месте. И всё так же манят.
       Стратосфера. Энциклопедические источники гласят, что это высшие слои атмосферы, находящиеся на расстоянии свыше 10 км от земной поверхности. Отличие стратосферы от атмосферы, непосредственно окружающей Землю, в том, что в ней воздух более разряжён, менее плотен и, соответственно, менее сопротивляем. И, как писала газета «Комсомольская правда» 9.04.1932: «Эта особенность стратосферы в применении её к авиации сулит богатейшие перспективы и позволяет достичь небывалых при обычном полёте в атмосфере скоростей порядка нескольких десятков километров в минуту, при условии применения особых самолётов и ракет». Кстати, статья «Советские поправки к Жюлю Верну», цитату из которой мы привели, заканчивается подробным описанием ракетоплана, работу над которым возглавляла на тот момент «Группа изучения реактивных двигателей и ракетного полёта» (ГИРД) при ЦС Осоавиахима. Надо сказать, что первый опыт полёта в стратосферу оказался для советской авиации плачевным. 30 января 1934 г. в день начала работы «съезда расстрелянных» — XVII Съезда партии, стратостат «Осоавиахим», побывав на высоте 20,5 км, упал возле г. Инсар в Мордовии спустя почти 7,5 ч после запуска.
       Первый в истории мировой авиации полёт в стратосферу осуществил в 1931 г. брюссельский учёный Огюст Пиккар на изобретённом им стратостате, представлявшем собой шарообразную герметичную гондолу, оболочка которой вмещала 14000 куб.м. газа. Гондола Пиккара поднимется в небо и в 1933 г. и достигнет высоты 16370 м. Стратостат помог Пиккару проследить направленность космических лучей, измерить степень их поглощения слоем свинца и парафина, а также сравнить интенсивность излучения на разных высотах. Именно так учёный сделал первые шаги к раскрытию тайны космических лучей.
       Но это, что называется, «дела давно минувших дней». Теперь, когда корабли с космическими туристами уже «бороздят бескрайние просторы» околоземной орбиты, стратосфера также открыта для посещения.

Читайте также:  Thai Airways показала оптимизм и годовые убытки

       Сегодня с аэродрома Жуковский стартуют самолёты, пилоты которых помогают осуществить детскую мечту о небе всем, кто готов к этому. Под готовностью в данном случае подразумевается соответствующая физическая форма и платёжеспособность. Таковых в среднем за год набирается человек 200 со всего мира. Продолжительность полёта 25-35 мин. Преодолевается скорость звука. Динамический потолок МиГ-29, совершающего полёт на высоту 20-22 км, наступает на 19-20-м км.
       5 км над землёй. Небо за бортом бледно-голубое. Самолёт вышел из облаков. На скорости 1,6 Мм/ч он достигает уровня 12 км. Траектория полёта переходит в плавную дугу, по которой машина набирает скорость и высоту.
       15 км — небо насыщенно-голубое, 16 — оно играет всеми оттенками фиолетового. 20000 м — динамический потолок. Плановая потеря управления самолётом. Свободный полёт в безупречно-фиолетовом небе.
       20100 м. А небо действительно синее. Такое синее, каким может быть только здесь. Классический синий, на который способна лишь природа. Такой, которого никогда не добиться человеку.
       Ты это видел. И ты победил.
       Возможности природы ограничены только представлениями о них человека. Увидев большое на большом расстоянии, что-то переосмыслив и поняв, снова стремишься туда. Ведь есть МиГ-31. А значит, осуществим полёт на 30 км, затем — в невесомость. И полёты в космос — уже маленький шажок для человечества, но большой шаг для человека.
       Быть может, и в вашей жизни настало время «достучаться до небес». Кто знает, возможно, именно они скрывают ответы на вопросы, которые вы отчаялись найти на Земле.

 Шуана Кадырова