Зимний авиакосмический салон Красноярск, 8-10 декабря 2006 г.

Зимний авиакосмический салон
Красноярск, 8-10 декабря 2006 г.

Именно в слове «зимний» — ключевая идея Сибирского авиационно-космического салона (САКС), отличающая его по сезону и месту проведения, содержанию и направленности от всех других подобных форумов. По приглашению организаторов САКС-2006 выставочной компании «Красноярская ярмарка» на салоне работал наш корреспондент Сергей Лелеков.

Новые лица среди участников

САКС — это масштабный проект для показа научно-технических достижений в области авиации, аэронавигации, космонавтики, адаптированный к специфическим условиям Сибири и Крайнего Севера: демонстрации возможностей техники, бортового и наземного оборудования при эксплуатации в условиях низких температур, выполнении полетов в приполярных районах в отрыве от мест постоянного базирования. Это амплуа единственного в мире зимнего авиасалона организаторы стараются сохранить и поныне.

С другой стороны, участники авиакосмического форума нацелены на развитие в регионе отраслевой науки и образования, продвижение и укрупнение авиационного бизнеса. Потребности населения и организаций в воздушных перевозках, в выполнении различных авиационных работ, особенно в районах, отдаленных от промышленно развитых центров, растут с каждым годом. Однако ресурсы гражданской авиации, в том числе и авиации общего назначения, концентрируются в российской столице, в крупных центрах европейской части, что абсолютно неприемлемо для страны с такой огромной территорией. Эта проблема актуально прозвучала на САКС-2006, где ее обсуждали специалисты, госчиновники и бизнесмены в рамках тематических конференций и круглых столов.

И все же проявляется тенденция постепенного перераспределения этих ресурсов в сторону Урала и далее в восточную часть страны. Подтверждением тому служат дорогостоящие контракты, подписанные на САКС-2006, а также «проба пера» компаний, работающих в секторе продаж легких воздушных судов, впервые принявших участие в Красноярской выставке. Предприимчивые фирмы, чей бизнес непосредственно связан с деятельностью малой авиации, несмотря на все трудности общесистемного характера, четко понимают, что Север и Восточно-Сибирский регион в ближайшей перспективе станут весьма привлекательным рынком для сбыта их продукции и услуг. Сегодня среди востребованных легких летательных аппаратов предпочтение отдается вертолетам, автожирам и поплавковым гидропланам, поскольку они, в отличие от самолетов, не нуждаются в оборудованных аэродромах. Такой выбор со стороны заказчиков обусловлен плачевным состоянием аэропортов местного значения, которым из-за изношенности фондов и ограниченного финансирования довольно трудно поддерживать в надлежащей годности свою инфраструктуру.

Законы жизни и рынка свидетельствуют, если есть спрос — обязательно появится и предложение. А имеющийся спрос объясняется просто: для сибирского региона легкий воздушный транспорт порой является практически безальтернативным средством передвижения.

Большие джеты для большого альянса

В силу географического положения территории Сибири, жесткая и бескомпромиссная конкуренция существует на рынке магистральных авиаперевозок. На прошлом САКС два года назад пять авиакомпаний — «КрасЭйр», «Сибавиатранс», «Омскавиа», «Самара», «Домодедовские авиалинии» — образовали авиационный альянс «ЭйрЮнион». Такая интеграция диктовалась необходимостью объединить усилия для оптимального использования маршрутной сети и парка воздушных судов в период общей стагнации отрасли.

Не случайно центральным событием САКС-2006 стало подписание между компаниями AirUnion и «Гражданские самолеты Сухого» («ГСС») договора купли-продажи на поставку российских самолетов Sukhoi Superjet 100 («Сухой Суперджет-100»). В истории AirUnion эта сделка стала крупнейшей, как по общей стоимости, так и по количеству одновременно покупаемых воздушных судов. Договор на сумму свыше $400 млн. предусматривает приобретение 15 самолетов в базовой 95-местной конфигурации и опцион еще на 15 таких же лайнеров.

Читайте также:  Qingdao Airlines спланировала международный дебют

Безусловно, на сегодняшний день только крупные перевозчики могут позволить себе такое серьезное обновление самолетного парка. Компания «ГСС» ведет работы по созданию семейства российских региональных самолетов с 2001 г. Семейство состоит из двух модификаций пассажировместимостью на 75 и 95 кресел. Первый вылет нового самолета намечен на сентябрь 2007 г., а его поставки планируют начать в ноябре 2008 г. На данный момент «ГСС» уже имеет твердые контракты на поставку заказчикам (включая AirUnion) 55 самолетов.

Для читателей AJS мы попросили Виктора Субботина, президента «ГСС», рассказать, будет ли построен «Супер-джет-100» в варианте VIP-салон?

— Такой проект самолета, в качестве бизнес-джета, уже прорабатывается, — пояснил господин Субботин. — Есть клиенты, которых интересует данная компоновка салона, и поэтому не исключено, что российский «Суперджет-100» найдет свое применение и в деловой авиации.

Руководители федерального ведомства о малой авиации

На подписании контракта между AirUnion и «ГСС» присутствовали директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ Геннадий Лощенов и руководитель Росавиации Александр Юрчик. После официального мероприятия состоялась пресс-конференция.

Александр Юрчик:

— Федеральное агентство воздушного транспорта РФ готовит ведомственную целевую программу «Развитие инфраструктуры региональных воздушных перевозок России (малой авиации)». Пока программа находится на стадии разработки, мы ждем предложений от регионов для ее окончательного формирования и готовы рассмотреть все предложения и замечания.

Не секрет, что сейчас во многих регионах малую авиацию уже требуется не развивать, а возрождать заново. Основной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие местных перевозок, является реновация парка легких самолетов и вертолетов.

Самая большая беда, что у нас очень сложный процесс сертификации воздушных судов. Хотя все вопросы по данной теме относятся не в наш адрес, мы считаем, что в системе сертификации нужно облегчить нагрузку на создателей и производителей малых ВС.

В свою очередь, мы поддерживаем наших разработчиков и авиастроителей, если они предлагают хорошую продукцию. Например, сейчас приняли решение закупить большое количество отечественных легких ВС для училищ гражданской авиации. Они уже поступают в учебные заведения, поставки будут продолжаться и в следующем году, и в 2008 г.

Сама целевая программа по развитию малой авиации будет идти, в частности, по следующим основным направлениям: совершенствование нормативно-правовой базы; совершенствование методов госрегулирования в области малой авиации; бюджетная поддержка программы на региональном и федеральном уровнях.

Геннадий Лощенов:

— Хотел бы немного дополнить выступившего, поскольку здесь коснулись вопросов нормативно-творческой работы и законодательной базы. Буквально перед моим визитом в Красноярск министр транспорта РФ подписал приказ о создании Координационного центра в рамках нашего Департамента, который будет заниматься именно вопросами нормотворчества. К сожалению, после издания Воздушного кодекса РФ в 1997 г., хотя и принималось много различных мер, нормативная база так и не была приведена в соответствие.

Поэтому в Координационный центр войдут все, кто действительно хочет и может работать в этом направлении. Представители авиакомпаний, ассоциаций, общественных организаций, то есть все те люди, кто умеют писать законы, понимают, для чего они нужны. Поэтому центр объединит 20-30 компетентных специалистов, которые реально смогут осмыслить, написать или заказать в определенных научных инстанциях нужные и обоснованные материалы или проекты.

Читайте также:  Southwest Airlines заказала у Boeing ещё 40 MAX 8

Прежде всего, эта работа коснется малой авиации, потому что здесь имеются большие проблемы.

Мы приветствуем все предложения, что есть на местах, особенно в таких больших регионах, как Красноярский край. Если у вас, как говориться, «что-то накипело» или выработаны дельные предложения, пожалуйста, обращайтесь к нам в Департамент в Координационный центр.

Что показали и что увидели

На выставочных стендах САКС-2006 была представлена самая разнообразная экспозиция, от маленьких летающих моделей до натурных макетов больших навигационных спутников системы ГЛОНАСС. В этом обзоре мы остановимся только на авиационной составляющей, на той ее части, что принято называть малой авиацией. Среди участников-экспонентов салона было несколько компаний, работающих именно в этой рыночной нише.

Авиакомпания «Сибавиатранс», входящая в авиационный альянс AirUnion и специализирующаяся на региональных перевозках, представила вниманию посетителей вертолет Bell-407. Он демонстрировался на стоянке перед выставочным комплексом, а также совершил несколько показательных полетов.

Еще одна компания могла бы показать живьем свой легкий вертолет, если бы организаторы приняли решение провести в этом году салон в прежнем формате, т.е. устроить в аэропорту статическую экспозицию авиатехники. «Уральская вертолетная компания — URALHELICOM» является официальным дилером в России компании Robinson Helicopter Company (США) и региональным дилером в Урало-Сибирском регионе компании Eurocopter (Франция, Германия).

Особенно гордятся в «Уральской вертолетной компании» тем, что они единственные в России, у кого имеется сертифицированная авиационно-техническая база для вертолетов R-44, соответствующая законодательству РФ по гражданской авиации. При выполнении работ по техническому обслуживанию сертифицированными специалистами ИАС обеспечивается гарантия завода-изготовителя.

Технические бригады всегда выезжают на регламентное обслуживание к месту базирования вертолетов клиентов. Учитывая, что основные продажи идут в южный регион (Краснодарский край) и в северный (Тюмень, Сургут, Ханты-Мансийск, Нижневартовск), то владельцам очень удобно, что к ним регулярно приезжают специалисты ИАС.

В «Уральской вертолетной компании» также можно пройти летное обучение по специально разработанной методике для R44.

Вместе с «Уральской Вертолетной Компанией» был представлен их партнер — компания Aerocomp Ural. Екатеринбургская фирма на правах регионального представительства предлагает авиационную технику от известной авиастроительной компании Aerocomp Inc. (США). На сегодняшний день Aerocomp Ural — единственная на территории России и стран СНГ компания, аккредитованная как Центр крупноузловой сборки, Центр технического обслуживания и летных испытаний для всех моделей самолетов, выпускаемых Aerocomp Inc. Покупателю предлагается вся линейка универсальных самолетов класса cross-country для бизнеса и активного отдыха: CompAir-7, CompAir-8, CompAir-10XL. На всех моделях установлен турбовинтовой двигатель Walter. C учетом пожеланий заказчика могут поставляться: амфибийные поплавки, лыжи, индивидуальный интерьер, специальное оборудование для полетов в сложных метеоусловиях и ночью, спутниковая навигация и связь, парашютные спасательные системы. Компания предоставляет полный комплекс услуг по принципу «самолет под ключ».

Впервые в выставке приняли участие две компании, приехавшие из Москвы. «Русская Вертолетная Компания GALS» — генеральный дистрибьютор MD Helicopters Incorporated в России и странах СНГ. Вертолетный центр GALS работает с 1997 г., имеет опыт сертификации вертолетов и организации обучения летно-технического состава. Также компания позиционирует себя дилером и сервисным центром американской компании Robinson Helicopter Company в России. В 2002 г. совместно с РОСТО был создан АТСК «ГАЛС РОСТО» для технического сопровождения вертолетной техники зарубежного производства.

Читайте также:  NordStar открывает зимние полёты на Хайнань из Бурятии

Вертолеты MD 500 и MD 600 имеют высокие характеристики по энерговооруженности, надежности двигателей и трансмиссии, большой межремонтный ресурс, экономичный расход топлива, возможность эксплуатации в диапазоне температур -40…+50°C. Такие модели, как MD Explorer, MD 600N и MD 520N оборудованы революционно новой системой No Tail Rotor (Notar), без хвостового винта, что делает их более безопасными и менее шумными по сравнению с аналогичными вертолетами других зарубежных производителей.

В начале 2007 г. ожидается получение сертификатов типа Авиарегистра МАК на всю линейку вертолетов MD Helicopters. Это обстоятельство, естественно, станет стимулом к более активному продвижению вертолетов марки MD на отечественном рынке.

Другая московская компания, авиационный научно-технический центр «Аэро-Астра», представила летательный аппарат собственной разработки и производства — новый автожир «Охотник-3». Выставка САКС-2006 очень важна для фирмы, так как больше половины заявок на автожиры идет с Севера и Сибири: Якутии, Салехарда, Анадыри и Ямала.

Главным преимуществом модели является высокая безопасность полетов на малых высотах (3-30 м) в диапазоне скоростей 30-120 км/ч и скорости ветра до 18 м/с. У автожиров значительно меньшая, по сравнению с другими летательными аппаратами, реакция на турбулентность и порывистый ветер. Можно совершать посадки с выключенным двигателем с любой высоты, на неподготовленные площадки и практически без пробега. Взлетать можно с аэродромов, а также с неподготовленных площадок. Минимальная длина разбега 15 м в штиль. При скорости встречного ветра выше 8 м/с возможен взлет с места.

Научиться управлять автожиром несложно. Невысокая стоимость самого аппарата (€45 тыс. в базовой комплектации) обусловлена простотой конструкции и применением отечественных комплектующих. Все аппараты сертифицированы как единичные экземпляры воздушных судов и по нормам летной годности допущены к эксплуатации.

Сейчас компания заканчивает организацию собственного авиационного учебного центра, где будет проводиться обучение полетам на автожире, Як-52 и «Вилге».

Авиашоу над Енисеем

Украшением САКС-2006 стала уникальная летная программа, состоявшаяся в Красноярске. Прямо над городом фигуры высшего пилотажа показал истребитель Су-30. Траектория полета проходила вдоль русла Енисея между двумя мостами. Пилотировал Заслуженный летчик- испытатель, Герой России Анатолий Квочур. Самолет на малой высоте словно выныривал из-за моста и под рев реактивных турбин проносился над островом, где шла выставка. Люди, задрав головы, высыпали на городские улицы, на дорогах встали автомобили, тысячи жителей из окон домов и с балконов смотрели в небо…

Завершившийся САКС-2006 передал эстафету очередному салону, который через два года традиционно возьмет старт опять зимой.