К вопросу об авиации


Из доклада, прочитанного 13 декабря 1909 г. в
Академии наук и Собрании членов Государственной
думы и Государственного совета.

К вопросу об авиации

     Вопросы воздухоплавания привлекли к себе внимание и заинтересовали самые широкие круги русского общества. Но в настоящее время все усилия людей, интересующихся воздухоплаванием, носят на себе до известной степени частичный характер: это большей частью отдельные попытки выйти на путь плодотворной работы. Согласованность в работе необходима, если мы только желаем, чтобы дело воздухоплавания получило в России быстрое и широкое развитие. Вопрос этот не является уже исключительным достоянием частной инициативы, но сами правительства многих западноевропейских государств обратили на него самое серьёзное внимание и выступили очень активно в этом деле, доказательством чему служат вносимые кредиты, испрашиваемые у соответствующих парламентов, на постройку тех или иных воздухоплавательных аппаратов.

     Чем же объясняется такой широкий интерес всех слоёв общества, как за границей, так и у нас, к вопросам авиации? Что заставляет всех так лихорадочно работать в этом направлении, почему сами правительства принимают такое близкое участие в этом движении? Правительства западноевропейских стран видят в воздушных кораблях будущее могучее средство обороны и нападения, не говоря уже о применении более лёгких типов воздушных кораблей для несения обязанностей разведочной службы.

     Дело это слишком серьёзное и имеет слишком важное государственное значение, чтобы можно было предоставить его всецело инициативе частных организаций и отдельных частных лиц. Во главе движения должно стать само правительство, но не в лице отдельных министерств, а в лице деятельного и гибкого органа, снабжённого широкими полномочиями и значительными денежными средствами. В деле воздухоплавания имеется самая благоприятная почва для единения правительства с обществом, и этот момент надо использовать. В какой бы мере поднялся наш престиж за границей, если бы мы обладали сильным воздушным флотом. Все бы увидели, что мы энергично идём вперёд, стоим на уровне современных технических завоеваний, и невольно думали бы, что и в других отраслях военного дела у нас также всё обстоит благополучно. Воздухоплавание у нас может получить особое развитие благодаря наличию огромного количества молодёжи, которая живо интересуется делом и которую нужно обучить и привлечь к творческой деятельности.
     Далее, мы имеем массу молодых, смелых, предприимчивых и энергичных офицеров – как морских, так и сухопутных. А в деле воздухоплавания именно и требуются смелость, находчивость и удалость. В этом отношении мы находимся в более благоприятных условиях, чем любая другая страна. Естественно, что во главе дела должен стоять главный представитель объединённого правительства, т.е. сам Председатель Совета Министров. Его ближайшее участие и руководство в этом деле является важным залогом успеха, т.к. при его содействии легко могут быть устранены всякие неизбежные трения и соревнования, так сильно вредящие всякому новому начинанию. Но кто же возьмёт законодательную инициативу в этом вопросе? Такая инициатива может принадлежать или самому Совету министров, или Государственной думе, безразлично: не в приоритете дело. Важно лишь, чтобы эта инициатива проявилась как можно скорее и воздухоплавание стало у нас на ту высоту, которая соответствовала бы достоинству России как великой державы. В
     этом деле правительство может рассчитывать, безусловно и всецело, на полное сочувствие и на поддержку русского общества, и в этом единении правительственных и общественных сил кроется залог будущего успеха воздухоплавания в России.

Читайте также:  S7 Airlines может стать главным заказчиком и остаться единственным крупным пользователем коротких Superjet’ов

Князь Б.Б. Голицын

(Санкт-Петербург, Изд-во «Библиотека воздухоплавания», 1909)