Virgin Australia забраковала авиационного консультанта №1 в мире

Virgin Australia Holdings продолжает искать внутренние кадровые резервы, разочаровавшись во внешних, и продвигает на менеджерские позиции первую в истории австралийской авиации женщину-руководителя.

Перестановки начались с увольнением с поста генерального директора Virgin Australia Airlines (VA) приглашённого специалиста с мировым именем.

Действующие лица

Джон Томас (John Thomas), отраслевой эксперт, помогавший своими советами авиакомпаниям США сокращать расходы и объединяться в альянсы. Он возглавлял авиационное подразделение L.E.K. Consulting — одной из самых известных консалтинговых компаний в мире. И среди его достижений — воплощённые в жизнь рекомендации полносервисным американским перевозчикам ввести дополнительную плату за багаж пассажиров, перевозка которого до кризиса 2008 года включалась в базовый тариф по умолчанию.

Джон Боргетти (John Borghetti), один из самых известных австралийских авиаторов: бывший до 2010 года генеральным директором национального перевозчика Qantas (QF), а с 2010 года стоящий у руля второго в Австралии авиационного холдинга Virgin Australia. Желая освободить своё время для экспансии в Юго-Восточную Азию и плотнее заняться альянсом с китайской группой HNA Aviation, он решил для поста руководителя основного подразделения группы — Virgin Australia Airlines — найти себе замену.

Боргетти остановил свой выбор на самом именитом в мире профильном консультанте.


Джон Томас (John Thomas)


Джон Боргетти (John Borghetti)

Год реформ

В сентябре 2016 года Томас возглавил авиакомпанию Virgin Australia и получил в своё распоряжение воздушные и наземные операции, маршрутную сеть и продажи, руководство экипажами и сервисным подразделением, маркетинг и сопутствующий функционал. И почти сразу начал менеджерские перестановки. Своих мест лишились операционный директор Гэри Хэммс (Gary Hammes), коммерческий директор Джудит Кромптон (Judith Crompton) и директор по работе с клиентами Марк Хасселл (Mark Hassell).

Читайте также:  Boeing оценил Embraer в 5,25 миллиардов долларов

Под руководством нового гендиректора обновилась тарифная линейка, открылся Wi-Fi доступ в интернет на борту Boeing 737-800 (основы флота), появилось предложение Economy X — за дополнительную плату кресла с увеличенным пространством для ног, гарантированное место на багажной полке и приоритетные досмотр в аэропорту и посадка.

Курируемые Боргетти направления развивались — открылся прямой рейс из Мельбурна в Гонконг, — а остальные сворачивались: планируемый выход на линию из Перта в Абу-Даби отменился, были свёрнуты региональные операции в штате Квинсленд. Из парка вывели все 18 реактивных Embraer 190AR и 6 из 14 турбовинтовых ATR 72-600.

4 июня 2017 года Джон Томас на ежегодной конференции IATA в мексиканском Канкуне заявил, что положительные последствия его жёстких мер будут видны уже через год — и финансовые аналитики с радостью ему поверили: S&P оставил корпоративный рейтинг на уровне B+, подняв прогноз с «негативного» до «стабильного».

Пять лет убытков

В июле 2017 года холдинг опубликовал годовую статистику — его финансовый год заканчивается 30 июня.

При том, что почти по всему миру перевозчики показывали рекордные цифры и говорили об одном из самых удачных периодов в истории отрасли, группа Virgin Australia погрузилась в застой. Небольшое сокращение предложения, лёгкий рост коэффициента заполняемости кресел и на 1,9% больше перевезённых пассажиров — но при этом чистый убыток в 185,8 миллионов австралийских долларов.

Будучи частной компанией, холдинг, тем не менее, убыточен хронически.

Единственный в декаде прибыльный финансовый год закончился 30 июня 2012-го — после вычета налогов осталось 22,8 миллиона долларов. Под руководством Джона Томаса потери к предыдущему периоду даже сократились — на 17,3%, с 224,7 миллионов. Но, видимо, не таких показателей совет директоров ожидал от «лучшего в мире консультанта».

Читайте также:  Африка в шаге от Открытого неба

По результатам годового отчёта нового руководителя пригласили на выход: он проработал всего десять месяцев.


Основа флота авиакомпании Virgin Australia — 176-местные самолёты Boeing 737-800 — в 2017 году получили Wi-Fi доступ в интернет


А от 98-местных Embraer 190AR авиакомпания полностью избавилась — их было 18 единиц

Цейтнот

После многолетнего акционерного конфликта в 2010 году в Virgin Australia (тогда компания называлась Virgin Blue) был приглашён Джон Боргетти со своей менеджерской командой — создавать из посредственного лоукостера, запущенного и удачно проданного почти сразу после старта Ричардом Брэнсоном, большую полносервисную компанию, серьёзного конкурента национальному монополисту Qantas.

Выстроить маршрутную сеть внутри страны у него получилось. Но особенности географического положения Австралии и основных потоков трафика таковы, что для успеха необходимо выходить на дальние маршруты — в Юго-Восточную Азию, США и Европу. Здесь потребуются огромные инвестиции, другие компетенции и маркетинг мирового масштаба.

В партнёры был выбран агрессивно растущий по всему миру китайский холдинг HNA. Возможно, с учётом его последних финансовых проблем, это решение Боргетти тоже было не идеальным, но в середине 2010-х годов такой шаг выглядел вполне логичным и оправданным.

Virgin Australia перешагнула через Тихий океан давно: пять широкофюзеляжных Boeing 777-300ER возят её пассажиров в Лос-Анджелес с самого начала 2012 года. Но на этом всё — годы идут, качественных изменений нет, убытки копятся. Австралийские бизнес-издания раскручивают слухи, что акционеры не довольны ситуацией, более того — сам Боргетти устал и хочет покинуть компанию или хотя бы перейти на другой уровень, наконец отстранившись от оперативного управления и заняться «чистой» стратегией.

  HNA Group распродаёт швейцарские активы

Импортзамещение

После неудачи с мировыми «звёздами», в поисках достойной замены Джон Боргетти обратился к собственным ресурсам.

Читайте также:  Аэрофлот приобрёл 50 самолётов Irkut MC-21 на деньги продавца

Во главе Virgin Australia Airlines был поставлен Роб Шарп (Rob Sharp). Его послужной список: 15 лет в Qantas, почти все — под началом Боргетти, — а с 2013 года — руководство Tigerair Australia (TT), низкобюджетным подразделением Virgin Australia Holdings.

На освободившееся место во главе лоукостера подняли бывшего руководителя лётной команды Qantas, а позже — операционного директора Tigerair Australia Питера Уилсона (Peter Wilson). Но здесь снова промах: его работой тоже остались недовольны.

Время играет против топ-менеджера Virgin Australia Holdings. Отказавшись от приглашённых специалистов, он не может — холдинг не приносит прибыли — ждать профессионального роста «доморощенных». Видимо, если результат не выдающийся, шансов у новоиспечённых директоров группы нет.

Посмотрев на работу Уилсона чуть более года, Боргетти избавляется от пилота и ставит ему на замену юриста: Меррен МакАртур (Merren McArthur), работавшую заместителем солиситора штата Западная Австралия. Она пришла в Virgin Australia в 2008 году генеральным юрисконсультом, но вскоре возглавила региональное подразделение Virgin Australia Regional, а за ним и Virgin Australia Cargo, став первой женщиной, назначенной руководителем австралийской авиакомпании.

7 мая 2018 года она официально станет гендиректором Tigerair Australia.


Роб Шарп (Rob Sharp), генеральный директор Virgin Australia Airlines и один из вероятных преемников Джона Боргетти


Меррен МакАртур (Merren McArthur), с мая 2018 года — генеральный директор Tigerair Australia и вероятный преемник и правая рука Джона Боргетти, если Роб Шарп покажет себя не с лучшей стороны