Вертолетная лихорадка

Вертолетная лихорадка

Вертолет — прекрасный способ избавиться хотя бы от одной из двух основных бед отечества: бездорожья и многокилометровых «пробок».

Видимо поэтому, следом за неуклонно растущим во всем мире спросом на винтокрылые машины, в России в последние несколько лет продажи сделали огромный рывок. Если ранее продавались несколько машин в год, то сейчас — в месяц. Учитывая, что стоимость вертолета Robinson составляет около $500 тыс., более крупный и мощный Bell обойдется около $1,5 млн, а Agusta 109 Power — от $3 млн у.е., то, согласитесь, покупательские возможности российского рынка впечатляют. Начиная с 2003 г. приобретение вертолета в частную собственность перестало быть проблемой: у многих известных компаний-производителей появились официальные представители. А потому и просторы российской части воздушного океана бороздит уже более сотни частных вертолетов зарубежного производства.

Учись летать!

Без преувеличения можно сказать, что мечта о полете живет в каждом, и не в возрасте дело. И если эта мечта не стала профессией — не все потеряно. Энтузиасты вертолетного спорта создают аэроклубы, где практически каждый желающий, после прохождения медкомиссии и курса подготовки, может научиться пилотировать вертолет. А поскольку российское законодательство имеет пробелы в вопросах легкой авиации, то и решение всех возможных проблем берут на себя летные школы.

Клуб по-русски

Сейчас покупкой вертолета мало кого удивишь, и все же это вопрос статуса. Все знают о лимузинах, но далеко не все могут себе их позволить, да и не всем они нужны. Вертолеты, как любое серьезное увлечение — это целый мир, населенный романтиками неба, изобретателями, энтузиастами и любителями. Правда, национальный характер сказывается и здесь. Обычный американский или европейский летный клуб представляет собой поле с ангаром для техники и несколькими домиками для персонала и клиентов. У нас вертолетный клуб — это целый комплекс, который кроме собственно технической и служебной части включает и бильярд, и сауну, и бар-ресторан, и даже маленькую гостиницу. Это настоящий дом для увлеченных людей с горящим взором, воплотивших свою мечту о полете. Не редкость и супружеские пары-экипажи — вместе веселей и проще. Клуб поможет и машину в порядке содержать, и пилота сертифицированного нанять, если самому не хочется или некогда учиться, и маршрут грамотно составить и заявить так, что бы не отказали. К сожалению, сегодня об официальном перелете со своей дачи к другу в деревню пока приходится забыть, но фактически, подальше от контролирующих органов, летают все. Окрыленных людей дома не удержишь…

Читайте также:  Первый в Африке по GEnx

Что мешает буму?

По оценке специалистов, Россию ожидает настоящий вертолетный бум, если будут разрешены несколько проблем: уменьшение таможенных пошлин; установление правил регистрации прав собственности на воздушные суда; признание зарубежных сертификатов летной годности; установление правил получения свидетельства пилота-любителя.

К великому сожалению всех энтузиастов и отечественных патриотов вертолетной техники, сейчас в России нет конкурентоспособного вертолета в классе легких машин. Отвечая на требования времени, знаменитое КБ Камова, создавшее «Черную акулу», разработало Ка-226, Ка-115 «Москвичку», КБ Миля — Ми-34С, Ми-60МАИ, КБ Казанского вертолетного завода — «Ансат» и «Актай». Остается только ждать…

Закрытое небо

Научится летать или приобрести вертолет для того, чтобы потом кружить над вертодромом — идея нелепая. Но пока именно это и остается. В принципе, полеты на авиатехнике разрешены, однако требуют продолжительного согласования.

В отличие от нас, соседи — Украина и Казахстан — открыли свое небо, разрешив «свободные» полеты на высоте до 300 м. Российские любители надеются, что нижнее воздушное пространство (до 500 м) будет открыто для визуальных полетов, и власти введут рекомендованную Международной организацией гражданской авиации (HKAQ классификацию воздушного пространства и правила его использования. Однако на все воля государства.

В советские времена вертолеты работали как автобусы. Сейчас отдельные компании более или менее успешно пытаются занять этот рынок. Наибольшим спросом пользуется патрулирование протяженных промышленных объектов — нефте-, газопроводов, ЛЭП и т.д. Для этих целей, например, «Газпром» создал свое подразделение «Газпромавиа», ставшее затем одной из крупнейших авиакомпаний страны. Наиболее авторитетной в части проведения коммерческих авиационных работ является компания UTAir. Московская мэрия еще не оставила идею городского вертолетного такси (полеты над Москвой запрещены в пределах МКАД), которое может стать как коммерческим, так и муниципальным проектом, как в большинстве крупных городов и столиц государств Европы и Америки.

Читайте также:  Brussels Airlines отменяет все рейсы на общенациональную забастовку

Одним словом, проблема требует комплексного решения, позволяющего увязать государственные оборонные интересы, безопасность частных перелетов и возможность коммерческого использования малой авиации, иначе лихорадить эту отрасль не перестанет.

Луч света

Замкнутый круг может разорвать подписанный Президентом РФ 18 июля 2006 г. Федеральный закон №114-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Теперь физическим и юридическим лицам разрешено заниматься коммерческими перевозками. Новый закон установил разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства в соответствии с его классификацией, дал юридические определения легкого и сверхлегкого воздушных судов, вертодрома, посадочной площадки, позволил регистрировать частные суда в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Используя автомобильную аналогию, купив машину, не придется обзаводиться собственной заправкой и автосервисом, а можно просто пойти в ГИБДД и получить номера. Теперь такой порядок регистрации станет возможным и для частных авиалюбителей.

Небесная страховка

Пока единиц малой авиационной техники немного, авиастрахование в частном секторе не особо востребовано. Тем не менее, существуют компании, предлагающие удобные тарифы и типовые договора.

Так что, несмотря на все проблемы, летать в России можно и нужно. Хотя бы попробовать!

Ирина Овчарова