Вертолетная лихорадка
Вертолет — прекрасный способ избавиться хотя бы от одной из двух основных бед отечества: бездорожья и многокилометровых «пробок».
Видимо поэтому, следом за неуклонно растущим во всем мире спросом на винтокрылые машины, в России в последние несколько лет продажи сделали огромный рывок. Если ранее продавались несколько машин в год, то сейчас — в месяц. Учитывая, что стоимость вертолета Robinson составляет около $500 тыс., более крупный и мощный Bell обойдется около $1,5 млн, а Agusta 109 Power — от $3 млн у.е., то, согласитесь, покупательские возможности российского рынка впечатляют. Начиная с 2003 г. приобретение вертолета в частную собственность перестало быть проблемой: у многих известных компаний-производителей появились официальные представители. А потому и просторы российской части воздушного океана бороздит уже более сотни частных вертолетов зарубежного производства.
Учись летать!
Без преувеличения можно сказать, что мечта о полете живет в каждом, и не в возрасте дело. И если эта мечта не стала профессией — не все потеряно. Энтузиасты вертолетного спорта создают аэроклубы, где практически каждый желающий, после прохождения медкомиссии и курса подготовки, может научиться пилотировать вертолет. А поскольку российское законодательство имеет пробелы в вопросах легкой авиации, то и решение всех возможных проблем берут на себя летные школы.
Клуб по-русски
Сейчас покупкой вертолета мало кого удивишь, и все же это вопрос статуса. Все знают о лимузинах, но далеко не все могут себе их позволить, да и не всем они нужны. Вертолеты, как любое серьезное увлечение — это целый мир, населенный романтиками неба, изобретателями, энтузиастами и любителями. Правда, национальный характер сказывается и здесь. Обычный американский или европейский летный клуб представляет собой поле с ангаром для техники и несколькими домиками для персонала и клиентов. У нас вертолетный клуб — это целый комплекс, который кроме собственно технической и служебной части включает и бильярд, и сауну, и бар-ресторан, и даже маленькую гостиницу. Это настоящий дом для увлеченных людей с горящим взором, воплотивших свою мечту о полете. Не редкость и супружеские пары-экипажи — вместе веселей и проще. Клуб поможет и машину в порядке содержать, и пилота сертифицированного нанять, если самому не хочется или некогда учиться, и маршрут грамотно составить и заявить так, что бы не отказали. К сожалению, сегодня об официальном перелете со своей дачи к другу в деревню пока приходится забыть, но фактически, подальше от контролирующих органов, летают все. Окрыленных людей дома не удержишь…
Что мешает буму?
По оценке специалистов, Россию ожидает настоящий вертолетный бум, если будут разрешены несколько проблем: уменьшение таможенных пошлин; установление правил регистрации прав собственности на воздушные суда; признание зарубежных сертификатов летной годности; установление правил получения свидетельства пилота-любителя.
К великому сожалению всех энтузиастов и отечественных патриотов вертолетной техники, сейчас в России нет конкурентоспособного вертолета в классе легких машин. Отвечая на требования времени, знаменитое КБ Камова, создавшее «Черную акулу», разработало Ка-226, Ка-115 «Москвичку», КБ Миля — Ми-34С, Ми-60МАИ, КБ Казанского вертолетного завода — «Ансат» и «Актай». Остается только ждать…
Закрытое небо
Научится летать или приобрести вертолет для того, чтобы потом кружить над вертодромом — идея нелепая. Но пока именно это и остается. В принципе, полеты на авиатехнике разрешены, однако требуют продолжительного согласования.
В отличие от нас, соседи — Украина и Казахстан — открыли свое небо, разрешив «свободные» полеты на высоте до 300 м. Российские любители надеются, что нижнее воздушное пространство (до 500 м) будет открыто для визуальных полетов, и власти введут рекомендованную Международной организацией гражданской авиации (HKAQ классификацию воздушного пространства и правила его использования. Однако на все воля государства.
В советские времена вертолеты работали как автобусы. Сейчас отдельные компании более или менее успешно пытаются занять этот рынок. Наибольшим спросом пользуется патрулирование протяженных промышленных объектов — нефте-, газопроводов, ЛЭП и т.д. Для этих целей, например, «Газпром» создал свое подразделение «Газпромавиа», ставшее затем одной из крупнейших авиакомпаний страны. Наиболее авторитетной в части проведения коммерческих авиационных работ является компания UTAir. Московская мэрия еще не оставила идею городского вертолетного такси (полеты над Москвой запрещены в пределах МКАД), которое может стать как коммерческим, так и муниципальным проектом, как в большинстве крупных городов и столиц государств Европы и Америки.
Одним словом, проблема требует комплексного решения, позволяющего увязать государственные оборонные интересы, безопасность частных перелетов и возможность коммерческого использования малой авиации, иначе лихорадить эту отрасль не перестанет.
Луч света
Замкнутый круг может разорвать подписанный Президентом РФ 18 июля 2006 г. Федеральный закон №114-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации». Теперь физическим и юридическим лицам разрешено заниматься коммерческими перевозками. Новый закон установил разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства в соответствии с его классификацией, дал юридические определения легкого и сверхлегкого воздушных судов, вертодрома, посадочной площадки, позволил регистрировать частные суда в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. Используя автомобильную аналогию, купив машину, не придется обзаводиться собственной заправкой и автосервисом, а можно просто пойти в ГИБДД и получить номера. Теперь такой порядок регистрации станет возможным и для частных авиалюбителей.
Небесная страховка
Пока единиц малой авиационной техники немного, авиастрахование в частном секторе не особо востребовано. Тем не менее, существуют компании, предлагающие удобные тарифы и типовые договора.
Так что, несмотря на все проблемы, летать в России можно и нужно. Хотя бы попробовать!
Ирина Овчарова