Скандинавские пенсионные фонды считают инвестиции в Ryanair неэтичными


Генеральный директор Ryanair Майкл О’Лири (Michael O’Leary) назвал идиотским решение скандинавских пенсионных фондов продать акции перевозчика

Семь североевропейских пенсионных фондов внесли Ryanair в свой стоп-лист.

Ryanair (IATA: FR) — крупнейшая авиакомпания Европы по числе перевезённых в 2016 году пассажиров.

Но бурного роста и хороших финансовых показателей недостаточно, чтобы понравиться скандинавским инвесторам: они отказываются от акций компании по этическим соображениям, пишет Financial Times.

Самый большой пенсионный фонд Дании ATP, одна из крупнейших пенсионных страховых компаний Швеции Folksam и ещё пять менее крупных игроков заявили о том, что избавились от акций ирландского перевозчика и не планируют приобретать их в ближайшем будущем. Среди причин они называют «несправедливое отношение к сотрудникам» и собственное несогласие с принципами менеджмента авиакомпании.

Комментируя это решение, генеральный директор Ryanair Майкл О’Лири выразился в своей обычной откровенной манере:

Если какой-то идиотский псевдоконсультант рекомендует не инвестировать в Ryanair, честно говоря, нам всё равно. Мы не чувствительная организация. Это их потеря, не наша. У нас нет никаких трудовых конфликтов, у нас прекрасные отношения [с персоналом], никаких забастовок и даже угроз забастовок. С прошлого года наши акции выросли на 10%.

Публичное порицание Ryanair стало модной тенденцией в Дании. Поводом стал отказ ирландского перевозчика заключать коллективные соглашения с датскими профсоюзами. Авиакомпания заявила, что должна соответствовать только ирландскому законодательству — а оно даёт возможность игнорировать коллективные объединения сотрудников.

В ответ датские пенсионные фонды PKA, Sam, Industriens Pension, PFA и Pension Danmark включили Ryanair в список компаний, от инвестиций в которые они воздерживаются по этическим соображениям.

В PKA это решение прокомментировали Financial Times:

В течение многих лет у Ryanair возникало много конфликтов, связанных с соблюдением прав трудящихся. Недавно — в Дании, раньше — во Франции. Принимая во внимание этот факт, а также вопросы свободы трудовых объединений и коллективных переговоров с работодателем, PKA принял решение исключить акции Ryanair из своего портфеля.

Шведская Folksam с бюджетом в 41 миллиард евро заявила, что начнёт покупать акции Ryanair, когда компания начнёт соответствовать общепринятым в отрасли руководящим принципам.

Читайте также:  Еврокомиссия разрешила продажу Virgin Atlantic
История вопроса

В 2016 году Ryanair открыла базу в Копенгагене, аэропорту Каструп (IATA: CPH).

Датское правительство выдвинуло перевозчику стандартное местное требование: заключить коллективный договор с профсоюзом. Однако менеджмент Ryanair ответил отказом. У компании нигде нет таких договоров, и создавать прецедент руководство не намеревалось. В результате копенгагенскую базу пришлось закрыть и начать полёты из других стран, что серьёзно ограничило планы Ryanair по развитию направления.

Параллельно в скандинавском медиапространстве развернулась травля ирландского перевозчика как безответственной компании, неподобающе эксплуатирующей персонал.

При этом в конце января 2017 года авиакомпания Scandinavian Airlines, или SAS (IATA: SK), подала заявку на сертификат эксплуатанта в Ирландии. Это означает, что компания сможет регистрировать сотрудников и свои самолёты в юрисдикции этой страны. Сами воздушные суда будут физически базироваться в аэропортах Лондона и в Испании.

И SAS не единственная и далеко не первая в своём начинании. Её ближайший конкурент, норвежская Norwegian Air Shuttle (IATA: DY/D8), разместила филиал в Ирландии уже несколько лет назад.