Отложенный старт Canada Jetlines

Новый канадский низкобюджетный стартап Canada Jetlines дважды за год поменял гендиректора, отменил заказ на новые Boeing 737 MAX 7, подписал арендный контракт на два старых Airbus A320 и ждёт получения сертификата эксплуатанта.

A320 стали третьей попыткой найти самолёты для запуска операций: за прошедшие четыре года с момента первого анонса потенциальный лоукостер искал деньги на IPO, подписался на самые новые самолёты, получил от правительства страны исключительные условия и перенёс базовый аэропорт из Ванкувера на западе страны в Галифакс на востоке.

Но до сих пор не смог запустить ни одного рейса. А тем временем внутренние конкуренты уже создали низкобюджетные «дочки» — каждый по одной.

Канадская дуополия

Авиационный рынок Канады представляет собой олигополию.

Большая его часть контролируется национальным перевозчиком Air Canada (AC): под основным брендом он работает в премиум-сегменте, для региональных использует франшизу.

Внутри страны дуополию с ним составляет единственный сильный конкурент — WestJet (WS): работает в среднем ценовом сегменте, имеет крупное региональные подразделение, на маршрутах через Атлантический океан в Европу его позиции пока ничтожны.


Boeing 737 MAX 8 авиакомпании Air Canada


Первый Boeing 737 MAX 8 авиакомпании WestJet

В международных премиальных перевозках Air Canada соперничает с иностранцами, а нише перевозок канадцев на иностранные курорты сильную конкуренцию лидеру оказывает Air Transat (TS), ещё один игрок Sunwing Airlines (WG) выглядит заметно слабее.

В таких условиях для ванкуверского стартапа Canada Jetlines выбрали традиционную для XXI века нишу входа на любой крупный рынок — низкобюджетные point-to-point перевозки. Было решено добиться на 30% меньших затрат на кресло, чем у конкурентов. А сами кресла в салоне расставить с шагом в 30 дюймов (примерно так же свободно, как в эконом классе обычной полносервисной компании): это должно было стать главным маркетинговым преимуществом нового лоукостера. Всё остальное за дополнительные деньги, ровно как у аналогов во всём мире.

Читайте также:  British Airways пересчитывает потерянные данные

Но что-то пошло не так.


Airbus A310-304 авиакомпании Air Transat с канадскими туристами приземляется в аэропорту принцессы Юлианы (SXM)


Boeing 737-81DWL авиакомпании Sunwing Airlines тоже с канадскими туристами приземляется в том же аэропорту принцессы Юлианы (SXM)

Старт в арабском стиле

Изначально лучшими самолётами для нового лоукостера признавались Boeing 737-800: для них в Канаде много пилотов, достаточно техников, на них — относительно низкие арендные ставки. Компания искала подходящие предложения, а в будущем видела в своём парке самую короткую модификацию последнего поколения узкофюзеляжных американцев — 737 MAX 7.

И решилась на эффектный шаг, характерный для арабских шейхов, запускающих компанию как имиджевый проект: подписаться на самую новую разработку, став одним из стартовых пользователей. Получить свою долю упоминаний и небольшое место в истории.

15 декабря 2014 года предварительное соглашение на 5 самолётов MAX 7 номинальной стоимостью 438 миллионов долларов США и правами на приобретение в дальнейшем на тех же условиях ещё 16 машин было подписано с Boeing’ом генеральным директором будущего перевозчика Джимом Скоттом (Jim Scott). Начало поставок приходилось на январь 2023 года, Jetlines должна была стать третьим пользователем этой модификации в мире.

Старт операций назначили на середину 2015 года.

А для того, чтобы запуститься максимально оперативно, было решено набирать самые старые и дешёвые из теоретически доступных узкофюзеляжных Boeing — семейство 737 Classic: модификации -300, -400 или -500. И уже затем «разбавлять» их более новыми B737-800 из поколения Next Generation. К 2018 году Classics должно было быть семь самолётов, NextGen — девять.

…и неудачное IPO

Компания планировала привлечь при первичном размещении акций до 50 миллионов долларов, чего должно было хватить на все стартовые арендные платежи, набор персонала и сертификационные процедуры. Однако на фондовой бирже Торонто желающих отдать такие деньги за бумаги новичков не оказалось.

Читайте также:  К вопросу об авиации

Старт был отложен, а необходимые средства начали искать в профильных источниках. Нашлись лишь зарубежные.

Однако в Канаде доля иностранцев в местных перевозчиках юридически ограничена уровнем в 25%. Чтобы сделать проект более привлекательным, у правительства страны было запрошено персональное исключение — и 3 ноября 2016 года министром транспорта оно было дано. Так Jetlines отдала 49% европейским инвесторам и получила правление, состоящее из граждан европейских стран и США. А также — необходимый для запуска капитал.

В этом процессе за бортом остался и гендиректор Джим Скотт, и его преемник Стэн Гадек (Stan Gadek). Последнего 18 июня 2018 года сменил Лукас Джонсон (Lukas Johnson).

…и фанат Airbus во главе компании

До этого в течение восьми лет Джонсон был руководителем американского лоукостера Allegiant Air (G4). А его главным там достижением был успешный переход с очень старых McDonnell Douglas MD-80 на просто старые Airbus A320.

На новом месте он не изменил своей любви к Airbus:

Большинство лоукостеров во всём мире работает с парком Airbus A320 как с самыми эффективными самолётами за счёт возможности достичь максимальной плотности кресел и наилучших показателей удельного расхода топлива.

Так как вряд ли небольшой лоукостер сможет себе позволить работать со смешанным флотом, то судьба предзаказа на Boeing 737 MAX 7 ясна: его аннулируют.

Старые самолёты, новые сиденья

Почти одновременно с приходом Джонсона взгляды Canada Jetlines на формирование флота действительно поменялись:

  • основой парка выбраны Airbus A320;
  • первые два ожидаются во втором квартале 2019 года;
  • арендный контракт заключён с дублинской компанией AerCap.

Это будут 12-летние самолёты, которые работают на линиях новозеландского национального перевозчика Air New Zealand (NZ) и освободятся к началу следующего года. За их аренду стартап 23 апреля 2018 года 876 тысяч долларов США, общие же затраты на их подготовку и запуск достигли 2,2 миллиона долларов.

Читайте также:  Azur Air открывается в Германии

Для Jetlines их салон переоборудуют, установив туда 180 одинаковых кресел Series 3 ST от британской компании ACRO Aircraft Seating Ltd. важная особенность этой модели — кроме облегчённой конструкции — возможность использовать шаг между рядами в 28 дюймов. То есть, и от планов привлечь пользователей относительно приличным пространством не осталось и следа: в самолёте должен быть максимум кресел для наименьшего расхода топлива на пассажира.


Airbus A320-200 авиакомпании Canada Jetlines, рендер


Кресла ACRO Aircraft Seating модель Series 3: обивка из искусственной кожи, минимум дополнительного оборудования и масса каждого всего 10 кг

Лоукостеры от лидеров

Тем временем, большая канадская двойка времени не теряет.

Air Canada ещё 1 июля 2013 года запустила низкобюджетный бренд Rouge (RV) и начала передавать в него старые, уже не подходящие для основных клиентов самолёты. С 2015 года процесс ускорили, и к лету 2018-го лоукостер национального перевозчика имел в парке уже 22 единицы Airbus A319 (по 136 мест), 6 удлинённых Airbus A321 (по 200 мест) и 25 — целую дальнемагистральную флотилию — Boeing 767-300ER (по 282 места).

Против такой армады WestJet выставил свой лоукостер Swoop (WO) только в 2018 году. В нём всего пять самолётов Boeing 737-800 из основного парка компании, в которые поместили технический максимум пассажирских кресел — по 189 в каждом.

А в Jetlines по-прежнему перестановки директоров. 11 сентября «по личным обстоятельствам» Лукас Джонсон покинул свой пост и отправился обратно в США, оставив на прощание 700 тысяч канадских долларов инвестиций из собственных средств. Его место занял Хавьер Суарес (Javier Suarez), бывший вице-президентом по планированию сети, управлению финансами и электронной коммерции в небольшом мексиканском лоукостере VivaAerobus (VB).


Airbus A319-114 авиакомпании Air Canada Rouge


Boeing 737-8CTWL авиакомпании Swoop