Singapore Airlines (SQ) объявила о намерениях обновить интерьер своих Airbus A380.
В бизнес, премиум эконом и эконом классах установят новые кресла, более современные и широкие экраны мультимедийной системы — и больше пока подробностей не раскрывается.
Но главное произойдёт в знаменитых сьютах первого класса: они переедут с нижней, более широкой, палубы на верхнюю, а их число сократится с 12 до 6 — в два раза. Дополнительные пять заказанных самолётов сразу производятся в новой конфигурации, четырнадцать старых будут переоборудованы в ближайшее время.
И в этом отступлении Singapore Airlines не одинока.
Первый класс теряет популярность
В октябре 2007 года, когда сингапурский перевозчик получал первые в мире Superjumbo, он представил и первые в мире «каюты» первого класса на борту самолёта: полностью изолированные места для пассажиров, кресло в которых раскладывается в полноценную кровать — и застилается аналогично. Ни одна регулярная авиакомпания на тот момент ничем подобным не располагала.
Стандарты комфорта были подняты так высоко, что дотянулись… до бизнес-авиации.
И оказалось, что выиграть конкурентную борьбу с арендованным самолётом рейсовому — пусть и великолепно оснащённому — очень сложно.
Цены на перелёты (первый класс Singapore Airlines из Франкфурта в Джакарту и обратно — примерно 9 тысяч евро в наступающем сентябре) высоки настолько, что обычные бизнесмены предпочитают бизнес класс в два раза дешевле, где кресла уже давно способны раскладываться в плоскую кушетку, а мультимедийную систему трудно увеличить ещё больше. А те, кому по карману целое купе в A380, вполне могут добавить ещё немного — и полететь отдельным бортом, где кровать, может быть, и меньше, но зато в распоряжении весь салон.
Двухместный сьют первого класса на борту Airbus A380-841 авиакомпании Singapore Airlines.
На переднем плане кресло собрано для сидения, на заднем — разложено для сна.
Между частями купе можно опустить глухую перегородку
Оба кресла двойного сьюта разложены в кровати и застелены по стандартам авиакомпании
Singapore Airlines разместила заказ на дополнительные 5 самолётов Airbus A380-841 — и они прибудут уже лишь с шестью местами первого класса.
14 «старых» самолётов будут переоборудованы позже
Лидеры гонки за роскошью сдают назад
Проблемы с заполняемостью первого класса испытывает и ближайший конкурент из соседней страны — Malaysia Airlines (MH). Эта компания решилась на более радикальный шаг: оставила первый класс на меньших A350-900, а свои самые большие самолёты отправила в чартерное подразделение Project Hope, рассчитанное на перевозку паломников на хадж. Конфигурация салона этих A380 теперь будет предусматривать лишь минимально необходимый комфорт и никаких излишеств.
Emirates (EK) из Дубая, главный эксплуатант A380 в мире с парком в 96 самолётов этой модели, тоже отказывается от первого класса.
Только, в отличие от конкурентов, сделать это арабской компании не просто: переоборудовать такое огромное количество судов, к тому же составляющих основу её флота, а не «верхушку айсберга», как у других, стоит дороже, чем временами возить пустые кресла.
Кроме того, если в какой-то момент обстановка поменяется, и первый класс станет снова модным, откатить назад в её случае будет слишком тяжело.
Поэтому компания начала принимать новые самолёты преимущественно в двухклассной компоновке, разбавляя флот более простыми и вместительными авиалайнерами.
В случае Emirates понижению класса способствует и выход перевозчика во всё меньшие аэропорты второго эшелона, где спрос на премиальные услуги минимален: провинциальные центры Китая или азиатские курортные направления.
Первый класс Airbus A380-841 у Malaysia Airlines: авиакомпания переоборудует все свои Superjumbo в относительно аскетичные самолёты для хаджа, а премиальное обслуживание сохранит лишь на новых Airbus A350-900. Но там в первом классе останется лишь по 4 кресла
Emirates не торопится убирать весь первый класс из своих 96 самолётов Airbus A380-861
Но 10 новых авиалайнеров поступили во флот в упрощённой двухклассной компоновке.
Впрочем, салон бизнес класса Airbus A380-861 у Emirates не очень значительно отличается от салона первого — и это тоже одна из причин падения продаж в верхнем сегменте
Консерваторы — самые устойчивые. Как обычно
У прочих пользователей Superjumbo первый класс всегда был проще, занимал меньше места — давая возможность разместить больше кресел с обслуживанием попроще — и потому его неравномерная загрузка европейскими и азиатскими перевозчиками чувствуется не настолько серьёзно.
Салоны их A380 пока никакие изменения не коснутся. И вероятно, до самого конца использования гигантских самолётов, которые в целом не считаются удачным приобретением или правильным местом для новых инвестиций. По крайней мере, пока — в обозримом будущем.
«Стандартная» — предлагаемая производителем — схема компоновки салона с эконом классом на нижней палубе и премиальными классами на верхней оказывается наиболее производительной у полносервисных перевозчиков.
На схеме — Airbus A380-841 авиакомпании Lufthansa
Причём национальный авиаперевозчик Германии может позволить себе — и своим пассажирам — весьма умеренную роскошь: его маркетинговые преимущества не только в уровне комфорта на борту.
На снимке салон первого класса Airbus A380-841 авиакомпании Lufthansa
«Золотая формула» Air France: премиум эконом — это десятая часть мест эконом класса, первый класс — десятая часть от числа мест в бизнесе.
В оформлении салонов французский перевозчик делает ставку не только и не столько на роскошь, сколько на сдержанный, но при этом оригинальный и узнаваемый дизайн.
На снимке салон первого класса Airbus A380-861 авиакомпании Air France