Приобретение воздушного судна

Приобретение воздушного судна

В принципе, это возможно и не менее реально, чем купить катер или автомобиль, но покупка собственного ВС сложная, дорогая и часто длительная процедура.

Купить или арендовать ВС?

Для начала необходимо определиться, нужно ли вообще приобретать ВС в собственность. Произведите подсчет годовой стоимости аренды ВС в авиаклубе, исходя из предполагаемого годового налета. Затем произведите расчет стоимости эксплуатации собственного ВС с аналогичным годовым налетом: стоимость горючего, ресурса планера и двигателя, тех. регламентов и продления сертификата летной годности. Прибавьте стоимость базирования и страховки.

Как правило, при годовом налете менее 50 часов покупка собственного авиатранспорта экономической целесообразности не имеет. Но иногда хочется иметь именно собственное ВС, вне зависимости от каких-либо экономических расчетов. В конце концов, это личное решение каждого.

Однако помните, в клубе проще поменять тип арендуемого ВС, или вообще поменять клуб, чем продать свое ВС и взять другое.

Решили купить ВС? Шаг второй, выбор ВС.

Остановитесь и подумайте еще раз. Правило первое — не торопитесь! Когда я впервые столкнулся с такой задачей, мне потребовалось больше года исследований и раздумий, чтобы окончательно понять, какое ВС мне хотелось бы приобрести в собственность. Составьте список желаемых параметров, которым должен соответствовать ваш тип ВС: приемлемая цена; тип (СЛА/легкое ВС/джет); материал изготовления (дерево/алюминий/композит); вместительность (экипаж, пассажиры, багаж); тип используемой ВПП (асфальт/грунт/неподготовленная площадка/вода/снег); дистанция разбега/пробега; крейсерская скорость и дальность полета; скорость сваливания; тип, мощность и количество двигателей; топливо (авиабензин/ керосин/автобензин) и потребление в час; нужны ли убираемые шасси и винт изменяемого шага; механизация; б/у или новое ВС; сертифицированное ВС или изготовленное из набора (кита); отечественного или зарубежного производства; возможность выполнения фигур высшего пилотажа; ограничения по эксплуатационным перегрузкам; тип шасси (носовая/хвостовая стойка, лыжи, поплавки); наличие или отсутствие спасательной системы; оснащение приборным оборудованием; возможность использования для дневных/ночных визуальных/ инструментальных полетов; возможность круглогодичной или только сезонной эксплуатации.

Читайте также:  Airbus покидает человек, продавший 90% всех самолётов производителя

Отталкиваясь от полученных ответов приходим к конкретному (небольшому) списку изделий, на которые можно обратить внимание.

Затем ищем возможности полетать на выбранном образце (образцах) и определить, что из этого наиболее подходит. Покупать самолет по картинкам и техническим характеристикам из проспектов КАТЕГОРИЧЕСКИ не рекомендуется. Никогда не забуду разницу в ощущениях от наблюдения за взлетами L-29 и собственно самостоятельного взлета на этом типе. Обязательно получите как можно больше информации от владельцев ВС этого типа. Пообщайтесь в интернет-форумах, поищите публикации о ВС в сети и печатных изданиях, поговорите в авиаклубе.

Выбор ВС сделан. Шаг третий, приобретение ВС.

С новыми ВС, производимыми в России, все более-менее понятно, а с б/у иностранными все намного сложнее. Наилучший выбор — в США. Издание Trade-a-plane или аукцион e-Bay представляют этот рынок достаточно полно. Как купить ВС там? Самое лучшее — обратиться к компании в США, которой дается поручение на подбор конкретного ВС.

Она участвует в торгах и переговорах. В процессе торгов можно получить необходимую для первичной оценки документацию и фотографии ВС. После окончания торгов, перед оплатой, желательно нанять независимого эксперта для оценки состояния ВС. Такие эксперты, как правило, есть поблизости от аэродрома, на котором базируется продаваемое ВС. Эта услуга стоит около $200, и эксперт после осмотра оперативно даст полный отчет о текущем состоянии ВС. Ознакомление с историей самолета и двигателя обязательно. По желанию можно съездить туда, полетать на нем и «пощупать» руками (деньги не такие большие по сравнению с ценой ВС и ценой ошибки, тем более если есть несколько вариантов). Дальше, ВС полностью выкупается у продавца нанятой американской компанией, и между российской компанией-импортером и американской фирмой подготавливается контракт для импорта ВС в Россию. Американская компания доставляет ВС до места погрузки в контейнер, производит разборку, упаковку ВС, погрузку в контейнер. Рекомендуется снять и оставить в США аккумулятор и аварийный маяк COSPAS-SARSAT. Аккумулятор проще купить здесь новый т.к. его начинка относится к опасным в перевозке материалам. Стоимость нового свинцового необслуживаемого желированного аккумулятора в Москве — около $50, что существенно меньше стоимости перевозки опасных грузов. Маяки COSPAS-SARSAT в б/у ВС, как правило, используют старый стандарт частоты передачи 121,5 мГц. Сейчас используется новый цифровой стандарт 406 мГц. Перерегистрировать такой маяк на нового владельца не удастся, а на таможне возникнут лишние вопросы. Кроме того, стоит демонтировать радиостанцию и ответчик. На них могут потребовать разрешение на ввоз от ГКРЧ. При экспорте ВС необходимо снять его с регистрации в США и провести разрегистрацию маяка COSPAS-SARSAT.

Читайте также:  Bombardier через канадскую Chorus продал два самолёта в Эфиопию

Эту задачу выполняет американская сторона.

К приобретено и подготовлено к отправке. Шаг четвертый, растаможка ВС.

Итак, ВС упаковано в контейнер и готово к отправке. Необходимо получить контракт между американской и российской компаниями со спецификацией товара. Контракт должен иметь подписи и печати с обеих сторон. Американцы часто вообще не имеют печатей и может оказаться, что ее просто не существует в самый ответственный момент. Контракт с описанием ВС, фотографиями и техническими характеристиками передается в НЭК Министерства обороны для получения справки о недвойном назначении товара. Необходимость получения такой справки при импорте ВС делает невозможным заключение контракта с частным лицом из России. Минобороны просто не принимает запросы от частных лиц и не выдает справок. В этом и заключается засада, в результате которой невозможно растаможить ВС на частное лицо под 30% суммарно, а приходится платить 20% пошлины + 18% НДС для юридического лица. Также нужно провести экспертную оценку стоимости ВС. Но может возникнуть ситуация, при которой таможня изменит таможенную стоимость ввозимого товара, с которой нужно будет оплачивать пошлину и НДС на повышенную в соответствии со своей базой данных. Процедура экспертной оценки стоимости частично снимает эту проблему.

Совет: при работе с организацией, которая оказывает услуги по подбору, покупке, доставке и таможенной очистке, обязательно требуйте, чтобы цена, по которой вы приобрели ВС за границей, соответствовала стоимости, указанной в таможенной декларации. Экономия на таможенных платежах в дальнейшем может стоить для вас гораздо больше.

К приобретено и растаможено!

Осталось его зарегистрировать и договориться о базировании. Однако, это уже другая, не менее увлекательная история, о которой речь будет идти в следующих выпусках AJS. Но, пользуясь приведенными здесь советами и рекомендациями, вы можете самостоятельно приобрести ВС, а можете поручить и посреднику.

Читайте также:  Rolls-Royce вбивает гвозди в гроб A380

Раньше я приезжал на аэродром и бегло осмотрев самолет, подготовленный техником, садился в кабину и взлетал. Теперь утро начинается со снятия капотов, слива отстоя, проверки уровня масла, заправки и прочих необходимых процедур. Еще приходится думать о замене покрышек и свечей зажигания, о внезапно появившейся течи масла или сгоревшей лампе подсветки. Все стало намного сложнее, но и намного интереснее. Я не жалею о покупке своего первого ВС, надеюсь оно далеко не последнее.

Дмитрий Шаповалов