От создателей — DEXTER


От создателей — DEXTER

     Первое в России авиатакси DEXTER поднялось в воздух. $15 млн начальных инвестиций обещают летную погоду, а новый самолет отечественного производства — доступность.

     Авиатакси будет осуществлять пассажирские и грузовые перевозки в режимах «рейсового такси» из узловых аэропортов Москвы каждые полтора-два часа, но уже сейчас такси работает по индивидуальным заказам: через три часа после запроса клиента самолет готов к полету. Маршрут определяет заказчик и сам может рассчитать стоимость билета. Дальность полета шестиместной машины не превышает 1000 км и разделена на пять зон, по 200 км каждая. Стоимость первой зоны составит 23 руб./км, пятой — 15 руб./км.

     Авиатакси DEXTER создано на базе российского самолета МО IT, произведенного на Нижегородском авиастроительном заводе «Сокол». Турбовинтовой самолет М- IT — пока единственный сертифицированный в России самолет компакт-класса вместимостью от четырех до шести пассажиров, полностью герметичная кабина позволяет выполнять полет на высоте более 7000 м со скоростью до 420 км/ч.

     Для реализации проекта DEXTER были созданы две компании — «Воздушные транспортные системы» (владельцы летного парка) и «Авиа Менеджмент Групп» (авиакомпания). Акционерами являются «Промышленные инвесторы» и аэрокосмический холдинг «Каскол». Председатель совета директоров ЗАО «Авиа Менеджмент Групп» Евгений Андрачников поведал AJS детали проекта.

     — Евгений, кто был вдохновителем идеи?

     — Изначально эта идея появилась у Сергея Недорослева — акционера и президента аэрокосмического холдинга «Каскол». В состав холдинга определенной долей капитала входит и нижегородский завод «Сокол», производящий самолеты МО IT. В 90-х годах, после того, как малая авиация «умерла» и были сняты с эксплуатации самолеты Ан-2, Россия практически осталась без ближнемагистрального воздушного сообщения. У авиапрома были и тогда разработки самолетов такого типа. Ш могли бы и собственными усилиями, но с поддержкой государства разработать, произвести и сертифицировать их. Но плачевное состояние отечественного авиапрома и отсутствие помощи практически уничтожили все те подвижки на корню. Сергей Недорослев остался, наверное, единственным человеком, который тогда поверил, что у самолетов этого типа может быть будущее. В Америке таких самолетов сейчас около 6 тысяч летает! Как частный инвестор он вложил время и деньги в то, что бы с помощью завода «Сокол» этот самолет появился на свет.

Читайте также:  От Cathay Pacific ожидают сокращений

     — А почему авиатакси создано именно на базе турбовинтового самолета?

     — Потому что это воздушное судно предполагается использовать на «коротких плечах» — расстояниях, на которых большие самолеты, с точки зрения расходов, связанных с передвижением, и ограниченного пассажиропотока использовать неразумно. На таких рейсах, как Москва-Ярославль, любой реактивный самолет, даже самый маленький, будет экономически неэффективным. А количество таких невыгодных городов в России 9,5 тысяч.

     — Будет ли правомерно сравнивать авиатакси и деловую авиацию?

     — Сейчас есть деловая авиация, которая доступна только очень богатым людям, и есть просто российская коммерческая авиация — общественный транспорт. И до сегодняшнего дня не было ничего между ними. Мы предприняли попытку вписать авиатакси посередине — так, чтобы это было не безмерно дорого, но вместе с тем комфортно.

     Именно этот самолетик со всеми своими характеристиками и позволит осуществить такую модель.

     — А мировые аналоги у проекта есть?

     — В таком национальном масштабе, как это будет у нас, этого нет нигде. Даже в Америке… Конечно, концепция авиатакси есть и в Штатах, и в Бразилии, и на Аляске. Но там она немного другая, локального назначения. Например, способствует людям добраться в труднодоступные места.

     Тем не менее, в США хотят осуществить программу авиатакси. Но пока у них нет подходящего борта. Да и таких проблем, как у нас, нет. Нет, например, ни одного города с аэропортом, куда бы не летал самолет. И есть альтернативные способы передвижения — прекрасно отстроенная система дорог.

     — А кто будет летать на авиатакси у нас?

     — Летать будет активная часть населения. Таких у нас около пяти процентов, но они делают 80% всего валового продукта РФ. Наши клиенты — не олигархи, конечно… Но люди, которым нужно эффективно по времени и по деньгам перемещаться из точки А в точку Б, где другой разумной альтернативы перемещения не существует.

Читайте также:  Литва осталась без собственных крыльев

     — Вы не считаете это рискованным предприятием? Заявленная стоимость билетов достаточно высока….

     — В России рынок деловой авиации составляет $450 млн. У нас есть люди, которые готовы заплатить $50 тыс., чтобы улететь в Сан-Мониц покататься на лыжах или $ 10 тыс. для того, чтобы приехать в удобное им время в Питер. $450 млн — это ровно половина всего европейского рынка… и этот рынок растет с темпом 35% в год. Я думаю, что людей, которые готовы заплатить за билет в Питер не $10 тыс. (как на Як-40, например), а $2,5 тыс., гораздо больше. Да и то, такая стоимость полета будет в том случае, если они берут весь борт! А непосредственно регулярный рейс будет стоить еще дешевле — около 11 тыс. руб.

     — Откуда такая разница в цене по сравнению с бизнес-авиацией?

     — Предлагаю рассмотреть на примере: чтобы полететь в Питер или из Кемерово в Новосибирск, частные борта будут брать с клиента стоимость перевозки в оба конца, потому что их самолеты базируются в Москве. А если вы полетите из Кемерово в Новосибирск? Тогда Вам придется оплачивать три плеча! Москва-Кемерово-Новосибирск-Москва… Даже если полетите вы только из Кемерово в Новосибирск.

     У нас другая система. Мы не будем брать с клиента стоимость порожнего пробега, чтобы вернуть самолет в Москву или любой другой город. Система авиатакси подразумевает то, что куда мы вас привезли, там мы самолет и оставили. И самолет будет ждать там клиента в любой другой город. Так же и самолет в нужное заказчику место мы будем присылать не из Москвы, а из ближайшей точки. Со временем, когда у нас будет 45,100, 250 самолетов, это станет абсолютно реальным. Именно в этом заключается одна из основных концептуальных задач этого бизнеса. Это будет похоже на систему аренды автомобиля. Пока у нас три машины, и летают они по требованию. Но уже с июня мы выходим на регулярное расписание. Первые самолеты будут летать между Москвой, Нижним, Самарой и Казанью.

Читайте также:  Lufthansa может купить Alitalia под рождество

     — Легко ли будет заказывать авиатакси?

     — Точно так же, как обычное. Если вы берете целый борт, просто звоните и говорите, когда и куда вам надо. А расписание регулярных рейсов будет размещено во всех системах бронирования, также на нашем сайте можно будет заказать билет или позвонить в круглосуточный «колл-центр». А легче всего — просто приехать в терминал, купить билет и полететь.

Беседу вела Татьяна Полякова