ОН МОЖЕТ ПРОЛЕТЕТЬ ДО 2000 МИЛЬ

Самыми популярными и надежными реактивными самолетами бизнес-класса являются
самолеты семейства «Citation» компании «Cessna» — быстрые, экономичные,
безопасные и удобные. Флагманом фирмы «Cessna» является новейшая версия модели
«Citation X», поставки которой начнутся в начале года (с серийного номера 173).
«Cessna» подарила породистому реактивному самолету новые двигатели и улучшенное
аэронавигационное оборудование, что, естественно, нашло отражение в цене — он
стал дороже приблизительно на 200 тыс. дол. Правда, при продажной цене около 19
млн дол. — это, скорее, маленький паровоз. Новые двигатели «АЕ3007» из династии
«Rolls-Royce» обеспечили на 5% больше тяги, что выражается в 180 дополнительных
килограммах для максимальной взлетной массы и сокращении длины разбега при
взлете примерно на 80 м. Этот самолет по-прежнему является самым быстрым среди
всех когда-либо существовавших самолетов для деловых поездок: «Citation X» летит
со скоростью чуть ниже скорости звука — 0,92 М (свыше 960 км/ч). Он поднимается
на высоту 43000 футов, а максимально допустимая высота равна 51000 футов.
Максимальная дальность полета — более 6300 км. «Citation X» серийно оснащен
встроенными системами предупреждения о возможных столкновениях в воздухе или
приближении земли («TCAS II» и «EGPW»), и речевой информатор в кабине пилота. В
Европе в настоящее время летают 19 таких самолетов.
Осенью прошлого года фирма «Cessna» объявила
о создании нового реактивного самолёта «Citation CJ3». Первые поставки этой
модели запланированы на конец 2005 г.; допуск к эксплуатации компания надеется
получить в конце 2004 г. В состав обширного стандартного оснащения входит
современная авиационная электроника, включая новую систему «Collins Pro Line
21».
Система цифрового контроля за показателями
двигателей (FADEC) еще больше облегчает управление самолетом. Экономичные
двигатели Williams FJ44-3A с тягой 1,261 кг каждый разгоняют самолет до скорости
722 км/ч и обеспечивают прямой набор высоты до 13,720 м всего за 35 мин. При
этом на «CJ3» возможен беспосадочный перелет на расстояние 1900 миль и даже при
максимально допустимой загрузке самолет нуждается во взлетно-посадочной полосе
длиной всего в 1067 м. Новый реактивный самолет «Citation» предлагается самое
меньшее за 5,7 млн дол. США, это примерно на 2 млн больше цены самолета «CJ1».
Модель «CJ1» сегодня все больше покупается частными лицами, в то время как фирмы
при переходе к классу реактивных самолетов в основном предпочитают модель «CJ2».
Максимальная скорость «CJ2» — 410 узлов. При скорости 351 узел самолет
беспосадочно преодолевает расстояние более 1500 миль. Оба самолета имеют
разрешение на управление одним пилотом.

Читайте также:  Эстонская компания будет обслуживать скандинавские A320neo


Новый «Sovereign» фирмы «Cessna»
предположительно можно будет приобрести с конца 2004 — начала 2005 года. В
авиации еще не создано делового самолета со столь сбалансированным набором
основных характеристик, как у «Sovereign». Реактивный самолет стоимостью 13,27
млн дол. соединяет в себе возможность беспосадочного перелета на расстояние до
5200 км со скоростью до 450 узлов, длина взлетной полосы может равняться всего
около 1130 м. Данная модель имеет самый крупный салон среди всех моделей
«Citation» и большие внешние багажники. При этом расходы на эксплуатацию
самолета ниже, а стоимость самого воздушного судна на несколько миллионов
долларов меньше, чем стоимость других самолетов данного класса. «Citation Exel»
является в настоящее время единственным легким самолетом для деловых поездок, в
салоне которого можно встать в полный рост, он не менее комфортабелен, чем
«Citation X». Реактивный самолет стоимостью 9 млн дол. объединяет эту
вместительность с небольшими эксплуатационными расходами и большой
многофункциональностью. Самолету модели «Exel» нужна взлетно-посадочная полоса
длиной всего 1040 м, он поднимается на высоту 12500 м и достигает скорости около
430 узлов.
В «Ultra Encore» новые двигатели дают больше тяги и улучшают
удельный расход топлива. Обогреваемая система антиобледенения интегрирована в
крылья. Новое буксирное шасси обеспечивает более мягкое приземление.
Пассажирский салон просторный и комфортабельный.
Самолет модели «Bravo» имеет самое
современное оснащение в своем классе. Шасси с шарнирным подкосом обеспечивает
более мягкую посадку и пробег по взлетно-посадочной полосе. Комфортабельный
салон предоставляет сидячие места десяти пассажирам. Он может пролететь до 2000
миль.

Юрий
Шматков