Китайские компании заказали 70 китайских самолётов

Четыре китайских государственных лизинговых компании заказали 70 самолётов COMAC C919 и разместили опционов ещё на 60 — таковы результаты коммерческой части авиасалона Aviation Expo China, проходящего в Пекине с 19 по 22 сентября.

Самолёт за полмиллиона юаней

Производитель называет контракты «твёрдыми», хотя ранее выяснялось, что этот термин был в ходу при публикации сведений и о не подтверждённых финансовыми обязательствами соглашениях. Даты поставок, зафиксированные в этих заказах, не разглашаются.

Ван Иган (Wang Yigang), президент компании ABC Financial Leasing, одного из новых клиентов COMAC, сообщил журналистам о депозите в 500 000 юаней за самолёт, что составляет примерно десятую долю процента от каталожной цены авиалайнера такого класса — сам производитель ни разу не раскрывал даже приблизительных цен на свою продукцию.

Официальный пакет заказов на C919 теперь составляет 730 единиц, включающий как твёрдые контракты, так и опционы, распределённые между 27 покупателями. Это преимущественно китайские компании, а в последнее время — исключительно контролируемые государством. Единственный иностранец в списке — GE Capital Aviation Services, лизинговая компания американского конгломерата General Electric, которая владеет также половиной поставщика двигателей LEAP-1C для нового самолёта, компании CFM International.


Разрабатываемый с 2008 года COMAC C919 с салоном, вмещающим до 174 кресел, должен выйти в нишу узкофюзеляжных магистральных самолётов, которая сейчас поделена между Airbus A320 и Boeing 737 и в которую нацелена российская новинка Irkut MC-21


Силовой установкой выбран турбореактивный двухконтурный (турбовентиляторный) двигатель CFM International LEAP-1C; позже будет добавлен агрегат китайской разработки

Контракты Aviation Expo China 2017

В число четырёх новых клиентов COMAC входят:

  • подразделение финансового лизинга государственной корпорации China Nuclear E & C Group, строящей атомные электростанции, заказавшее 20 единиц C919 и оставившее ещё 20 в опционе;
  • компания Huabao Leasing, часть металлургического гиганта Baowu Group, поставщика и акционера COMAC, заказала 15 самолётов и столько же получила в предварительном соглашении;
  • контракт с AVIC International Leasing, подразделения Aviation Industry Corporation of China (AVIC), ещё одного поставщика и акционера COMAC, тоже включает 15 самолётов с опционом на 15;
  • наконец, упомянутая выше ABC Financial Leasing, входящая в состав государственного Сельскохозяйственного банка Китая и подписавшая в 2012 году контракт на 45 C919, в этот раз расширила его на 20 единиц и получила опцион ещё на 10 самолётов.
Читайте также:  Бывший топ-менеджер Ryanair создаёт очередную ирландскую лизинговую компанию

Неясные перспективы и необязательные договоры

Commercial Aircraft Corporation of China (COMAC) старается выполнить неофициальную цель: к 2020 году поставить первый C919 стартовому пользователю. Прототип поднялся в воздух 5 мая этого года, однако дальнейшие испытания проходят без привлечения внимания публики.

Одной из очевидных причин, почему производитель избегает подписания настоящих твёрдых (авансированных) контрактов является неопределённость графика разработки новой модели.

Если бы соглашения заключались по стандартным лекалам, то уже с 2016 года — первого переноса сроков программы — могли начаться штрафные выплаты.

Но этого не происходит. Ни один участник рынка не жалуется — значит, никакой серьёзной предоплаты внесено не было, и покупатели не включали эти самолёты в свой бизнес-план.

Соответственно, нельзя считать объявляемые цифры продаж сколько-нибудь корректными. К тому же, среди покупателей превалируют лизинговые компании: им ещё предстоит найти на технику арендаторов, и если этого не удастся, они относительно спокойно откажутся от контрактов с COMAC.

С другой стороны, надо понимать, что в случае необходимости решения и конечных пользователей — перевозчиков, — и промежуточных звеньев в виде финансовых лизинговых фирм могут стать не коммерческими, а вынужденными. Если их общий бенефициар в лице китайского государства потребует от них организовать рынок сбыта нового отечественного продукта, они его, разумеется, создадут.


Самолёт совершил свой долгожданный и несколько раз отложенный первый полёт в пятницу, 5 мая 2017 года


На высоте около 3 000 метров и со скоростью 290… 300 километров в час C919 пролетел над дельтой реки Янцзы, выполнил маневры, а затем вернулся на юг вдоль морского побережья. После 80 минут в небе он приземлился на четвёртой взлётно-посадочной полосе аэропорта Шанхай Пудун (PVG)