Это больше чем увлечение – это страсть

     Голубь — одна из самых привычных городских птиц. Десятки подобных сизарей подклёвывают крошки булочек от заботливых граждан и пьют из луж прямо у нас под ногами, как неприметные городские дворняги…

     Но есть и другие — специально тренированные спортивные голуби, за которых граф Орлов в своё время расплачивался лучшими рысаками. Сейчас цены на таких голубей доходят до $50 000 за птицу.

     Ученые утверждают, что голубей одомашнили раньше, чем собак. У них великолепно развиты способности к ориентированию в пространстве и возвращению домой, где бы они ни находились. Хорошо известно и потому неудивительно, что голуби стали первыми в истории почтальонами. Неслучайно именно «голубь» принёс на борт Ноева ковчега весть о закончившемся потопе. В годы Второй мировой войны в России голубей почти полностью уничтожили фашисты, потому что с их помощью осуществлялась почтовая связь между партизанами. Позднее, уже в середине прошлого столетия, Москва опять наполнилась неприхотливыми и прекрасными птицами. Голубятни были в каждом дворе. Не было ни Интернета, ни компьютерных игр — птицы являлись своеобразным развлечением их: растили, гоняли, воровали, покупали и перепродавали за очень большие деньги. Потому что они всегда были особым предметом гордости и престижа.

     Сегодня во многих странах мира есть клубы голубеводов. Регулярно проводятся соревнования, где птицы летают на скорость. Быстрые голуби приносят себе и хозяевам призы, а самые быстрые становятся чемпионами и получают настоящие медали из благородных металлов. Нередко «гонщиков» и потомство от них оценивают в десятки тысяч долларов.

     В Москве самые известные клубы «Голуби России» и «Голубь Мира». Содержание одного голубя, по словам голубеводов, обходится в $50 в год, членский взнос в клуб — $1000. Недешёвое удовольствие. Хотя среди поистине увлечённых есть и рабочие, и бизнесмены, и политики с голубятнями в Москве, на Рублёвке и в Балашихе.

     О своём увлечении спортивными голубями нам рассказал владелец московского джаз-клуба «М-бар» Сергей Стёганцев. У него около 400 «почтарей», которыми он занимается с самого детства и содержит их в голубятне, на крыше обычного московского дома.

     — Сергей, расскажите, как проходят соревнования здесь в Москве?

     — Летом в спортивный сезон соревнования проходят каждое воскресенье. Все владельцы-голубеводы привозят голубей в клуб. Птиц-участников собирают, отвозят на установленную дистанцию. Это может быть 250 или 500 км или, например, в Брест — за 1000 км. Выпускают их, как правило, рано утром, часов в 6 и… самые быстрые к вечеру уже дома. Время в полёте делится на расстояние до каждого питомника. В результате голубь, прилетевший первым, становится Чемпионом.

     — И что же, каждый хозяин весь день сидит и ждёт своих голубей?

     — Так это же азарт огромный!…Ну представьте, выпустили их в 6 утра, все хозяева проснулись, кто-то на голубятню пошёл, кто-то просто сидит на лужайке около дома, пьёт кофе и ждёт… А есть ещё и много друзей-знакомых, которые сами не держат, но приезжают по 10-15 человек и ждут твоих голубей. И вот проходит время, и уже сотни людей начинают звонить друг другу по телефону, спрашивать, кто у кого прилетел или нет. И с каждой минутой азарт нарастает.

     — Что вы чувствуете, ожидая своих пернатых?

     — Когда ты их готовил, тренировал, и вот у всех других уже прилетели, а твои не летят, то чувствуешь, конечно, только расстройство и раздражение. А когда, наоборот, у тебя уже летят, а у других ещё нет — сплошное удовольствие!

     — А кроме удовольствия они что-то приносят?

     — Конечно. Как в любом виде спорта, можно делать ставки. Такой своеобразный тотализатор. Мой самый крупный выигрыш был $1500. Но есть люди, которые действительно играют по-крупному, на очень большие деньги.

     — Это увлечение можно назвать вашей страстью?

     — Безусловно. У любого азартного человека такое увлечение становится страстью. Это же не просто тараканьи бега какие-то. Ты к голубям привязываешься… За ними же надо ухаживать. Как и любых спортсменов, их надо тренировать. Рано утром, например, отвозишь сначала на 20, потом на 50, потом на 100-200 км, и так через день. Это достаточно трудоёмкая работа…

     — Зато потом они оправдывают надежды?

     — Да, как правило, но бывают и исключения. Я не давно на поезде ездил в Польшу. Туда сутки едешь — устанешь сидеть. И приляжешь, и пристанешь, и в вагон-ресторан сходишь… И вот я ехал и думал: как он такой маленький порхает тысячу километров, за день преодолевая такие расстояния! Утром выпустили, а вечером он уже дома. И никто — ни их хозяева, ни судьи на соревнованиях — не знают, что происходит с ними по дороге. Возможно, они попадают в штормовые ветра и грозовые дожди… А ведь есть ещё и хищники, и турбины самолётов, и высоковольтные провода… Удивительно, но голуби делают всё возможное, чтобы вернуться домой.

Читайте также:  VLJ — ваш личный джет

Беседу вела Татьяна Полякова