Большая Тройка ввела базовый эконом класс

Большая Тройка авиакомпаний — Delta Air Lines (DL), American Airlines (AA) и United Airlines (UA) — крупнейшие перевозчики в США и одни из мировых лидеров, ввели тариф «базовый эконом» (basic economy).

Что это и зачем

Базовый эконом — это специальный самый низкий тариф, предлагаемый компаниями для путешествий в эконом классе.

Так как салон для «обычного» и «базового» экономного пассажира один и тот же, уровень обслуживание в полёте и комфорта будут примерно одинаковыми. В чём подвох?

Компании будут стремиться ущемить заплативших меньше всех клиентов во время посадки и регистрации на рейс.

Самое очевидное ограничение — правила провоза ручной клади. Все три перевозчика позволяют пассажирам базового эконома  брать с собой на борт одну сумку, которую положено разместить под впереди стоящим креслом. Класть её на багажную полку (над головой) запрещено. Попытки пронести сумки большего, чем положено, размера будут пресекаться, кладь будет направляться в багаж — и это будет стоить пассажирам American и United 50 долларов (25 за багаж и 25 — за его проверку после регистрации).

Чтобы уменьшить вероятность путаницы, пассажирам базового эконом класса United вообще запретят онлайн-регистрацию.

Кроме того, самый низкий тариф предусматривает принудительное назначение места в салоне во время регистрации на стойке в аэропорту.

И посадку в самую последнюю очередь.

Разумеется, запрещены возврат и изменения условий полёта. А также — что несколько странно — нельзя пользоваться обычными платными дополнительными опциями вида приоритетной посадки.

United введёт базовый эконом со второго квартала сначала только для рейсов из Миннеаполиса (IATA: MSP), American активирует опцию с 10 февраля, а Delta уже предлагает этот тариф с конца 2016 года.

Зачем он вводится

С точки зрения копирующих друг друга американских лидеров, так они смогут противостоять бурно растущим низкобюджетным авиакомпаниям, особенно — Frontier (F9) и Spirit Airlines (NK), предлагающим самые низкие цены при самых спартанских условиях. Они серьёзно подрывают бизнес Большой Тройки в Денвере, Чикаго и Далласе.

Читайте также:  Джузеппе Джентиле запускает Italian Airways

Своим преимуществом для пассажира перед ними традиционные перевозчики видят более широкую сеть маршрутов и более комфортные салоны — ведь путешествие с ограничениями в сервисе при посадке всё равно пройдёт в «классическом» эконом-классе с привычным шагом между креслами и бортовой системой развлечений.


Boeing 737-832 Delta Air Lines, салон эконом класса


Boeing 737-832 Delta Air Lines, бортпроводник в салоне эконом класса


Boeing 757-200 United Airlines, обновлённый салон эконом класса со встроенными в спинку каждого кресла экранами бортовой мультимедийной системы


Салон эконом-класса Airbus A319-115WL авиакомпании American Airlines с креслами, оборудованными экранами бортовой системы развлечения. Перевозчик принял решение отказаться от встроенных в спинки кресел экранов в новых самолётах, поступающих в 2017 году.


Салон эконом класса Airbus A319-112 Frontier Airlines со встроенными в спинку каждого кресла экранами бортовой мультимедийной системы; низкобюджетная авиакомпания заказала машины ещё в 2000-х, поэтому экраны с меньшей диагональю, чем принято устанавливать сегодня.


Airbus A320-232 Spirit Airlines, салон эконом класса, не предусматривающий каких-либо мультимедийных систем

Как это происходит в остальном мире

За границами США эта практика не получает распространения. В Европе, Азии или Австралии существуют стандартные полносервисные компании, низкобюджетные перевозчики, оперирующие машинами с максимально просто оборудованными салонами и предлагающие минимумом сервиса, и «промежуточные» варианты. Однако попытки совместить в одном самолёте вообще все уровни обслуживания и ценовые сегменты — нонсенс.

Если традиционный полносервисный перевозчик решает выйти на рынок низкобюджетных перевозок, он запускает параллельный бренд, выделяя под него другие, соответствующие правилам лоукостеров, самолёты. Так поступают Qantas с дочерней JetStar, Singapore Airlines со Scoot, Аэрофлот с Победой, Lufthansa с Eurowings или Air Canada с Rouge. «Испортить» бренд условиями низкобюджетного перевозчика считается неприемлемым.

Читайте также:  S7 интересуется Белоруссией

Почему в США свой путь

Крупнейшие авиакомпании США уже пробовали развиваться в том же ключе.

Delta запускала в 2002 году бренд Song, а United — в 2004-м Ted. Но оба начинания были свёрнуты. Первое в 2006 году во избежание банкротства материнской компании, всё равно постигнувшего Delta в 2007-м. Второе — в 2009 году: United объясняла это высокими ценами на топливо и экономическим спадом из-за финансового кризиса.

2016 финансовый год для Большой Тройки закончился отличными показателями. В частности, American Airlines получила рекордную прибыль за всю свою историю. Однако в ожидании поворота к худшему лидеры боятся повторения неудачного опыта, и в этом году они изобрели полумеры.