Airbus теряет важного американского клиента

Boeing и Hawaiian Airlines (HA) объявили 6 марта о подписании контракта на поставку 10 самолётов 787-9 каталожной стоимостью 2,82 миллиарда долларов США, к которому прилагается опцион ещё на 10 машин.

Поставки начнутся в 2021 году.

Авиалайнеры выйдут на дальние маршруты из Гонолулу в Нью-Йорк, Лос-Анджелес, а также на Тайвань, в Южную Корею, Японию, Австралию и Новую Зеландию.

Таким образом, авиакомпания определилась с типом широкофюзеляжного самолёта нового поколения — и выбор весьма неожиданно пал на американскую продукцию.

Экономическая эффективность и мечты о Европе

Hawaiian Airlines, оперировавшая к середине 2000-х годов парком из узкофюзеляжных Boeing 717 внутри архипелага и широкофюзеляжных Boeing 767-300ER для полётов на континент, обратила внимание на продукцию Airbus. Первичный интерес вызвали A330-200, которые могли позволить открыть азиатские маршруты и получать большую прибыль от текущих операций.

27 ноября 2007 года авиакомпания подписала меморандум о взаимопонимании с Airbus, в который вошли 24 широкофюзеляжных самолёта общей стоимостью 4,4 миллиарда долларов по номинальным ценам. Это был твёрдый контракт на шесть A330-200 и опцион (право покупки на заранее оговорённых условиях) ещё на шесть самолётов, предварительный контракт на шесть A350-800, находившихся на тот момент в разработке, и опцион ещё на шесть машин той же модели. С помощью Airbus A350XWB гавайский перевозчик собирался выходить на линии в Лондон и Париж.

Поставки A330 должны были стартовать с 2010 года, A350 ожидались с 2017-го. Марк Данкерли (Mark Dunkerley), на тот момент президент и генеральный директор Hawaiian Airlines, говорил, что самолёты Airbus смогут сделать полёты на Восточное побережье США наконец-то экономически выгодными, чего не были в состоянии достичь Boeing 767.

27 октября 2008 года компания объявила о необходимости лизинга двух дополнительных A330, так как она окончательно решила строить свой дальнемагистральный флот на европейской продукции — а арендные контракты на Boeing подходят к концу. Через две недели контракты были подписаны, а в декабре 2010 года — реализован опцион на шесть самолётов.

Читайте также:  От песков до снегов

  Airbus A350-900


На март 2018 года в парке Hawaiian Airlines 20 самолётов Boeing 717-22A средним возрастом 16,2 года, используемых для полётов между островами


7 широкофюзеляжных самолётов Boeing 767-3CBERWL (средний возраст 17,3 года) работают на наиболее загруженных линиях на Западное побережье США, на Гуам и в австралийский Брисбен

Пересмотренные планы и обманутые ожидания

Hawaiian показывала отличные финансовые результаты, бурно расширяла сеть и строила агрессивный маркетинг. Но на мечтах о прямых полётах в Великобританию и Францию пришлось забыть: Airbus отказался разрабатывать укороченный вариант A350XWB, на который были подписаны островитяне, и 22 июля 2014 года в первичное соглашение внесли изменения. По новому меморандуму, перевозчик становился в очередь на A330-800, версию следующего поколения активно используемых A330-200: с обновлёнными двигателями Rolls-Royce Trent 7000, улучшенным крылом и изменённым дизайном салона. В пресс-релизе Данкерли называл выбранные самолёты «элегантным решением для роста авиакомпании к концу десятилетия»: более экономичные, обладающие увеличенной дальностью полёта и при этом почти полностью совместимые с уже внушительным парком предшествующей модели.

Но Airbus подвёл снова. Не найдя на свою укороченную модификацию ни единого клиента, кроме гавайцев, производитель не торопился с их вводом в эксплуатацию: первый полёт до сих пор не собранного A330-800 назначен на текущий год, после чего ещё придётся дождаться окончания сертификации.

  Airbus A330-800


Основа флота Hawaiian Airlines — это 24 широкофюзеляжных самолёта Airbus A330-243 средним возрастом всего 4,8 года; они заняты на маршрутах в Азию, Австралию (на фото — аэропорт Сиднея), Новую Зеландию и на Восточное побережье США


Новейшие Airbus A321neo (A321-271N) — их заказано 16, из которых два уже получено — используются для прямой связи курортных островов с аэропортами Западного побережья США: пассажирам не потребуется стыковка в Гонолулу

Читайте также:  Улучшенные A350-900 первой получит Iberia

Лучшие самолёты и аппетитные цены

Но Boeing 787-9, на самом деле, поступят ещё позже. Чем же привлёк американский производитель своего почти потерянного клиента?

В феврале 2018 года стало известно, что Boeing Capital, лизинговое подразделение вендора, отменило арендные платежи за три из семи пока остающихся в аренде у Hawaiian Airlines Boeing 767-300ER. А сами новые самолёты 787-9 на самом деле вошли в контракт по цене ниже 100 миллионов долларов — вплотную к их себестоимости порядка 80… 90 миллионов.

Как мы выяснили в сравнениях ранее, Boeing 787 выигрывает у своих европейских конкурентов — как предыдущего, так и нового поколения. И всё, что могло помочь Airbus, это низкие цены на его продукцию, чтобы компенсировать более высокие затраты на топливо и эксплуатацию. Но если американский вендор сумел справиться с этим преимуществом своего конкурента, нет никаких причин для авиакомпании с широкой трансокеанской маршрутной сетью работать на A330.

Так как объём заказа примерно аналогичен текущему широкофюзеляжному флоту гавайцев, можно сделать вывод о стратегическом выборе Boeing 787 Deramliner на третью декаду века и, вероятно, далее.

Пока авиакомпания не подтверждает возможность своего отказа от соглашения на A330-800.

Airbus, тем не менее, останется на Гавайях. Чтобы связать Западное побережье США с островными курортами непосредственно — без стыковки в Гонолулу, как было до сих пор, — в январе 2013 года перевозчик заказал 16 узкофюзеляжных Airbus A321neo, два из которых уже прибыли прошедшей зимой.


В качестве основы своего флота на будущую декаду Hawaiian Airlines выбрала Boeing 787-9, заказав 10 самолётов с опционом ещё на 10


Что будет с заказом на шесть Airbus A330-800, пока не известно