Умер автор лоукостеров

3 января на 88-м году жизни скончался Херб Келлехер (Herbert David ‘Herb’ Kelleher), юрист и авиатор, сооснователь, позже генеральный директор, а затем почётный президент авиакомпании Southwest Airlines (WN).

14 лет от идеи до руководства

Став бакалавром права в Уэслианском университете Коннектикута, а затем защитив кандидатскую (Juris Doctor) в Высшей школе Права Нью-Йоркского университета, молодой специалист отправился работать клерком в Верховном суде Нью-Джерси. Затем Келлехер переехал в Техас, намереваясь основать собственную юридическую практику. Там вместе со своими клиентами — техасским бизнесменом Роллином Кингом (Rollin W. King) и банкиром Джоном Паркером (John Parker) — они создают концепцию авиакомпании, позже вылившуюся в Southwest Airlines.

Известная легенда гласит, что бизнес-план был написан на коктейльной салфетке в ресторане города Сан-Антонио. Сами основатели потом многократно опровергали миф, говоря, что всё-таки не на салфетке.

Основной идеей было связать между собой города «техасского треугольника» — Даллас, Сан-Антонио и Хьюстон — авиарейсами по примеру Калифорнии, где на тот момент аналогично развивалась Pacific Southwest Airlines (PS), работая между Сан-Франциско (SFO), Бербанком (BUR; обслуживает также район Северный Голливуд Лос-Анджелеса) и Сан-Диего (SAN). После основания компании под названием Air Southwest Co., Келлехер и Кинг на четыре года погружаются в судебные преследования со стороны конкурентов, завершившиеся в декабре 1970 года победой стартапа в Верховном суде США и в июне 1971 года в Верховном суде штата Техас.

18 июня 1971 года наконец состоялся первый рейс новой авиакомпании.

Поначалу занимаясь юридическими делами перевозчика, он впервые временно занял позицию руководителя в марте 1978 года в момент передачи полномочий от первого — ушедшего — генерального директора и президента компании Ламара Мьюза (Lamar Muse) ко второму, Ховарду Путнэму (Howard D. Putnam).

Читайте также:  Кюрасао отказало Эфромовичу

В 1981 году, после того, как Путнэм ушёл в Braniff International Airways (BN), чтобы объявить свою новую компанию банкротом уже в мае 1982 года, во главе Southwest окончательно стал Келлехер. Он останется в оперативном управлении своего детища на следующие 20 лет.


Херб Келлехер (Herb Kelleher) и Роллин Кинг (Rollin W King), основатели Southwest Airlines


Именно Роллин Кинг был фанатом авиации, приведя в отрасль своего партнёра, однако значительный след оставил именно юрист Келлехер

Юрист делает революцию

Будучи юристом по образованию, обладая многолетним опытом в авиации, но при этом не проходя фундаментального профессионального обучения менеджменту в этой индустрии, Херб Келлехер смог взглянуть на отрасль непредвзято и найти её архаичные, слабые, нелогичные моменты и даже просто никем не занятые ниши.

Он не просто сделал свою компанию сверхуспешной, одной из крупнейших в стране и мире, но и превратил её в образец для многих последователей.

Его решения стали впоследствии базовыми правилами для всех лоукостеров:

  • минимально возможные тарифы для пассажиров; далеко не все кресла продаются по действительно самой низкой цене, но наличие нескольких по «промо-тарифам» играло определяющую роль в восприятии компании как самого дешёвого и доступного перевозчика, особенно в эру до интернета;
  • минимум дополнительных услуг; к примеру, оказалось, что питание на борту приятно почти всем, но практически не влияет на выбор перевозчика, когда речь идёт даже о паре долларов экономии; и если рейс длится всего один-два часа, и нет необходимости придумывать «гастрономическое развлечение» для пассажиров, чтобы чем-то их занять, то от включённой в стоимость билета еды на борту можно отказаться вовсе;
  • только один тип самолётов в парке; и он выбрал тогда Boeing 737 Original (-200/-200Adv); впоследствии Southwest стала крупнейшим заказчиком каждого поколения семейства B737 — и Classic, и Next Generation, и MAX;
  • планирование маршрутной сети только point-to-point; классическая модель авиационного хаба подразумевает веерную сеть, развёрнутую из одной точки, в которую самолёт возвращается каждый раз — за рейсом «туда» следует рейс «обратно»; Келлехер ввёл планирование, когда самолёт не возвращается, а продолжает полёты по другим точкам всей сети;
  • выбор для работы периферийных и слабо задействованных аэропортов — в них гораздо ниже сборы, полно свободных слотов, при этом часто они расположены даже выгоднее, чем основные универсальные воздушные гавани; например, Чикаго Мидуэй (MDW) ближе к центру города, чем О’Хара (ORD); но это правило не помешало впоследствии открывать базы и в крупнейших аэропортах, когда и сама компания достигла таких оборотов, с которыми часто не справляются малые и средние аэродромы.
Читайте также:  Исландия возвращается к монополии


Это фотография 1993-94-х годов в аэропорту Сан-Франциско, но запечатлён на ней Boeing 737-200Adv — самолёт той модели (первое поколение Origiabl семейства B737), с которой начинался флот Southwest Airlines


Boeing 737-8H4WL авиакомпании Southwest Airlines в 2018 году — самолёт поколения MAX, четвёртого в истории B737; и всё это время перевозчик оставался лояльным клиентом Boeing, а тот предоставлял покупателю особые скидки и персональные условия

Кроме того, Келлехер был одним из пионеров развития командной корпоративной культуры:

Ваши сотрудники должны быть на первом месте. И если вы правильно общаетесь со своими сотрудниками, что угадайте, что? Ваши клиенты возвращаются и делают счастливыми ваших акционеров. Начните с сотрудников, всё остальное придёт следом.

Персонал Southwest Airlines стал известен своим «лёгким» отношением к себе, но исключительно серьёзным — к работе.

В марте 2001 года в результате болезни Келлехер покинул пост генерального директора, уступив его Джеймсу Паркеру (James Parker), а кресло президента — Колин Барретт (Colleen Barrett), хотя оставался председателем совета директоров до 21 мая 2008 года. С этого момента он получил должность почётного президента с офисом в штаб-квартире компании и оставался связанным с ней до самой своей смерти.

Родился 12 марта 1931 года в Камдене, штат Нью-Джерси.

Умер 3 января 2019 года в Далласе, штат Техас.

Келлехер был известен тем, что почти не спал, любил бурбон Wild Turkey и сигареты Philip Morris. В 1999 году после обнаружения рака предстательной железы он успешно прошёл лучевую терапию.


Херб Келлехер известен тем, что мало спал, пил виски и курил сигареты, а также тем, что кривлялся при любом удобном случае


Впрочем, серьёзным он тоже быть умел. Придя в авиацию через выигранный четырёхлетний судебный процесс, поднявшийся до Верховных судов штата Техас и всех США, Херб Келлехер умело балансировал между правовыми и публичными инструментами решения споров и конфликтов с конкурентами и в дальнейшем