Все авиационные банкротства 2017 года

2017 год станет одним из самых успешных в истории многих авиакомпаний от России до США: Аэрофлот (SU), American Airlines (AA), Delta (DL), LATAM и All Nippon Airways (NH) отчитываются о росте трафика и операционной прибыли.

И этот же год — рекордный по числу банкротств и компаний, пришедших в состояние полной финансовой несостоятельности. Но поддерживаемых государственными средствами стран, для которых они остаются единственными перевозчиками. Как правило, из соображений национального престижа.

Январь: Montenegro Airlines

Montenegro Airlines (YM), единственная авиакомпания Черногории с флотом из пяти 100-местных региональных самолётов Fokker 100 и Embraer 195. Основанная в 1994 году правительством Югославии и принадлежавшая всю свою историю государству, компания никогда не раскрывала полной финансовой отчётности, не принимала шагов по принципиальному расширению парка и обслуживала два десятка европейских направлений из двух аэропортов страны — Подгорицы и Тивата.

В течение 2016 года под руководством бывшего партийного функционера правящей Демократической партии социалистов Далиборки Пейович (Daliborka Pejović) корпоративные финансы пришли в полное расстройство. В январе 2017 года было отменено большинство рейсов, из пяти самолётов в реальной эксплуатации оставались только два: Fokker 100 был закрыт в аэропорту Белграда (BEG) за долги по обслуживанию, Embraer 195 — в домашнем аэропорту Подгорица (TGD) в ожидании запчастей, на которые не было денег, ещё один Embraer отправился на экстренный ремонт из-за попадания молнии в фюзеляж. Сотрудники, длительное время не получавшие зарплату, саботировали должностные обязанности.

Правительство страны решило спасать положение: заменило весь менеджмент, закрыло долги из госбюджета и потребовало подготовить компанию к приватизации в расчёте на иностранного инвестора.

По состоянию на 4 октября продажа акций не состоялась, счёт компании заморожен Центральным банком страны ввиду растущей необслуживаемой задолженности.

Montenegro Airlines должна 17,8 миллиона евро Airports of Montenegro, управляющей аэропортами, 14 миллионов евро налогов и сборов, не уплачиваемых с 2012 года, 4,5 миллиона евро лизинговой компании Celestial Aviation Trading, 1,7 миллиона евро Embraer, 1,5 миллиона — аэропорту Белграда, 790 тысяч поставщику топлива Jugopetrol, 702 тысячи Европейской организации по безопасности воздушной навигации Eurocontrol и 415 тысяч — белградскому подразделению итальянского страхового конгломерата Assicurazioni Generali.


Парк Montenegro Airlines составлен из трёх относительно новых (средний возраст около 8,5 лет) Embraer 195LR


И двух очень старых (средний возраст почти 27 лет) Fokker 100


Далиборка Пейович (Daliborka Pejovic), результатом работы которой стал коллапс авиакомпании в январе 2017 года

Май: Alitalia

Alitalia (AZ), национальная авиакомпания Италии, объявила о том, что 2 мая переходит под чрезвычайную администрацию, эквивалентную состоянию банкротства. Этот шаг остался единственным логичным после того как профсоюзы отвергли план реорганизации перевозчика, предусматривавший значительные увольнения и сокращение зарплаты оставшимся работникам.

Читайте также:  Qantas перекупает партнёра своего конкурента

Решение о банкротстве было принято акционерами — государственным перевозчиком эмирата Абу-Даби Etihad Airways (владела 49%-ной долей и была управляющим акционером) и консорциумом итальянских компаний Compagnia Aerea Italiana (51%) во главе с итальянскими банками UniCredit и Intesa SanPaolo.

В течение всей 70-летней истории бренда Alitalia все, кто работал с ним, получали годовую прибыль всего несколько раз.

Весной этого года Alitalia — Società Aerea Italiana теряла примерно по полмиллиона евро ежедневно и исчерпала все свои денежные средства. 5 мая Совет министров страны одобрил выделение ей кредита на сумму 600 миллионов евро, призванного поддерживать операции компании до ноября. А в конце августа министр транспорта Италии Грациано Дельрио (Graziano Delrio) заявил о вероятности выделения дополнительных государственных субсидий: функциональность перевозчика будет поддерживаться до тех пор, пока не найдётся покупатель на все активы единым пакетом.

Пока же известно о трёх крупных заинтересованных профильных сторонах — Lufthansa Group, Ryanair и easyJet, — и все они интересуются только авиационным бизнесом. Без сервисных подразделений.


Наиболее привлекательная часть флота Alitalia — узкофюзеляжные Airbus A320-216 (средний возраст около 11 лет)


И широкофюзеляжные Airbus A330-202 средним возрастом около 8,5 лет.
К которым прилагаются выгодные слоты в некоторых крупных европейских и североамериканских аэропортах

Август: Air Berlin

Очередное банкротство оказалось тоже связанным с трудностями Etihad Airways (EY). Некогда не считавшая денег авиакомпания «Большой тройки Персидского залива» (к ней причисляют также Emirates и Qatar Airways) после падения цен на нефть лишилась безграничной поддержки государства, и обнаружила, что скупаемые ею европейские активы управляются неэффективно, и их систематические убытки тянут на дно саму головную компанию.

15 августа пришёл черёд Air Berlin (AB), второй по величине авиакомпании Германии, в которой Etihad принадлежали 29,2% акций, но где — так же, как в Alitalia — она была управляющим акционером.

Правительство Германии выдало Air Berlin кредит в размере 150 миллионов евро для обеспечения полётов в течение примерно трёх месяцев и приступило к поиску покупателей. Но, в отличие от итальянцев, бренд немецкому государству не жалко, и оно готово распродать бизнес по частям. Причём всё тем же организациям: Lufthansa Group получит большинство самолётов и дальнемагистральный бизнес, easyJet рассчитывает на значительную долю слотов и имущества в аэропортах, Ryanair соберёт остатки.

Закрывающаяся авиакомпания была основана в 1978 году в Западном Берлине под именем Air Berlin USA и была дочерним предприятием семейной сельскохозяйственной фирмы из штата Орегон. До объединения Германии занималась чартерными перевозками на средиземноморские курорты на единственном самолёте.

Читайте также:  Назначение руководства Montenegro отложено

Зато после падения стены последовала продажа перевозчика немецкому авиационному менеджеру Йоахиму Хунольду (Joachim Hunold), который приступил к строительству эффективного и инновационного бизнеса. Сначала нарастив флот при традиционной модели сотрудничества с туроператорами, в середине 90-х он приступил к регулярным перевозкам и сделал ставку на необычную для той эпохи схему дистрибуции: напрямую через кассы авиакомпании, а не через агентства. К 2002 году до 35% пассажиров приобретали билеты Air Berlin без посредников.

В августе 2006 года компания поглотила немецкого низкобюджетного перевозчика dba, в марте 2007 года — чартерного LTU, впервые получив при этом широкофюзеляжные Airbus A330, дальнемагистральные маршруты и второе место в стране по числе перевозимых пассажиров. В августе 2007 года Air Berlin купила 49% акций швейцарской чартерной Belair, а в июле 2010 года увеличила до такого же размера свою долю в австрийской низкобюджетной Niki.

В 2011 году Йоахим Хунольд ушёл с поста генерального директора, так как не смог добиться прибыльности компании после длительного экстенсивного роста. Однако его многочисленным преемникам — после этого момента было трое — не удалось не только улучшить положение, но даже сохранить показатели на уровне начала десятилетия. Только в первом квартале 2017 года убытки Air Berlin составили 293,31 миллиона евро, увеличившись на 50% к предыдущему аналогичному периоду.


Большую часть Airbus A320-214, основы флота авиакомпании Air Berlin, получит Lufthansa Group: они пополнят парк её низкобюджетного подразделения Eurowings


Airbus A330-223 востребованы меньше — и почти все будут возвращены лизинговым компаниям, AerCap и FLY Leasing. Они входят в число проигравших сторон в этом банкротстве: им придётся искать новых пользователей для далеко не новых самолётов


Томас Винкельман (Thomas Winkelmann), генеральный директор Air Berlin с 1 февраля 2017 года. Его план по реструктуризации бизнеса компании провалился, результатом чего стал коллапс второго по величине перевозчика Германии.
До прихода в Air Berlin он руководил лоукостером Lufthansa Group — именно той компанией, которая сейчас получает самолёты и персонал банкрота

Сентябрь: VIM Airlines

25 сентября Росавиация сообщила о заморозке финансирования авиакомпании VIM Airlines (ВИМ-Авиа, NN), уже на следующий день появились сообщения о возможной остановке её деятельности. Перевозчик допускал критические сбои в расписании, задолженность перед аэропортом Домодедово (DME) превысила 500 миллионов рублей — и он прекратил обслуживание самолётов контрагента. Регулярные рейсы переведены во Внуково (VKO), а чартерная программа заморожена.

Правительство отказало VIM Airlines в господдержке, вместо этого было предусмотрено возмещение потерь конкурирующих авиакомпаний, взявших на себя текущие обязательства перевозчика перед пассажирами: 200 миллионов рублей из государственного бюджета для обеспечения внутренних перевозок и финансирование из внебюджетных фондов для возврата пассажиров по международной чартерной программе. Национальная авиакомпания Аэрофлот получила возможность использования собственных средств для финансирования операций ВИМ-Авиа (оплаты проживания экипажей, топлива для самолётов и обслуживания их в аэропортах и пр.) на сумму до 1,8 миллиардов рублей с последующей компенсацией при внутриотраслевых взаиморасчётах.

Читайте также:  AtlasGlobal возвращается в Махачкалу

VIM Airlines была 10-й авиакомпанией России по числу перевезённых пассажиров: по итогам первого полугодия 2017 года её услугами воспользовались 1 039 827 человек, что больше показателя прошлого аналогичного периода на 38%. Занятость кресел при этом составила всего 70% при среднем по стране показателе в 80,7%. Кроме избытка провозной мощности проблемой была крайняя неоднородность флота, полностью формируемого из арендованных самолётов. В парке всего из 21 авиалайнеров насчитывалось 6 различных модельных семейств, что раздувало не только лизинговые платежи, но и расходы на персонал и техническое обслуживание.

К покупке бизнеса целиком и сохранению бренда профильные компании или бизнесмены пока интереса не проявляют.


Бессистемное наращивание флота и низкая загрузка рейсов стали основой проблем авиакомпании VIM Airlines


Рашид Мурсекаев, владелец ВИМ-Авиа (VIM Airlines); по данным РБК, Следственный комитет выписал ему повестку на допрос, однако он уже покинул Россию

Октябрь: Monarch Airlines

Почти синхронно с российским перевозчиком о банкротстве заявила британская авиакомпания Monarch Airlines (ZB), специализировавшаяся на курортных направлениях. Несмотря на то, что формально чартерная программа занимала около 15% объёма её бизнеса, фактически регулярные рейсы заполнялись пакетными туристами от собственного туроператора и нескольких независимых партнёров.

Проблемы Monarch начались несколько лет назад, когда поток туристов на традиционные для неё рынки Египта и Турции начал мелеть из-за террористических атак и политической нестабильности. Перестроить сетку маршрутов не удалось, и падение трафика наблюдалось с 2015 года. 25 сентября 2016 года британский сегмент Интернета наполнился слухами о банкротстве авиакомпании, которые она, конечно, отвергала. Дата была связана с возобновлением лицензии ATOL (Air Travel Organisers’ Licensing; возможности гарантировать клиентам с зарубежными турами, включающими перелёт и проживание, возврат в Британию в случае финансового коллапса перевозчика) — для Monarch это начало октября каждого года. Тогда компания получила 165 миллионов фунтов стерлингов от головной организации своего холдинга, Greybull Capital.

Аналогичная ситуация этого года закончилась отказом в финансировании и банкротством перевозчика.

И так же, как и в России, текущие обязательства выполняют конкуренты с последующей компенсацией из государственного бюджета. На курортах 11 стран оставались 110 тысяч человек с билетами на самолёты Monarch с вылетом из 33 аэропортов.