TUI становится абсолютным европейским лидером

TUI Group, крупнейшая в мире туристический конгломерат, собирается обновить и расширить парк своих авиакомпаний.

Причина: на фоне растущих цен на топливо лидер ожидает продолжения падений более слабых конкурентов.

Жертвы борьбы

Жестокие ценовые игры дали первый значимый результат в конце 2017 года.

Первой сдалась немецкая airBerlin (AB): 15 августа хронически убыточная авиакомпания оказалась банкротом, не получив дальнейшего финансирования от своего арабского акционера — Etihad Airways (EY).

В начале октября о несостоятельности заявила британская авиакомпания Monarch Airlines (ZB), специализировавшаяся на курортных направлениях. Несмотря на то, что формально чартерная программа занимала около 15% объёма её бизнеса, фактически регулярные рейсы заполнялись пакетными туристами от собственного туроператора и нескольких независимых партнёров.


Airbus A320-214 авиакомпании Air Berlin перед последним в её истории рейсом из Мюнхена; надпись на плакате: «airberlin sagt tschuess»


Флот Airbus A320/A321 авиакомпании Monarch Airlines вперемешку с самолётами удачливого конкурента — TUI Airways

Осень 2018 года принесла новые плоды.

Немецкий рынок стал ещё чище: перевозки прекратила Azur Air Germany (UR) — авиационный проект турецко-нидерландского туроператора Anex Tourism Group.

И даже главный «профильный» конкурент TUi в Германии Thomas Cook Group объявил о плане экономии, и его авиационное подразделение Condor (DE) вдвое сократит число базовых аэропортов — с восьми до четырёх.

В Скандинавии предложение наступающей зимой сократилось на 80 000 мест — в начале октября о разорении заявила Primera Air (PF/6F), зарегистрированный в Латвии и Дании проект исландского бизнесмена Андри Мар Ингольфссона (Andri Már Ingólfsson).


Azur Air Germany была типичным продуктом крупного туристического бизнеса со ставкой на максимально плотной упакованные старые самолёты (на снимке — один из её Boeing 767-37EER). Однако полёты не удались: лайнеры были всё-таки слишком стары, много ломались и не выдержали расписания. Перевозчик оказался глубоко убыточным


Primera Air, напротив, была инновационной компанией с попытками открывать новые ниши — такие как пакетные перевозки из Скандинавии в Северную Америку на узкофюзеляжных самолётах. Но для экспериментов всегда нужны большие деньги, их у владельцев Primera не оказалось

Читайте также:  Qatar Airways купила десятую долю Cathay Pacific

И даже это ещё не всё!

По-своему лихорадит даже лидеров рынка регулярных перевозок. Весной из-за забастовок массово отменялись рейсы Air France (AF), осенью настал черёд Ryanair (FR): на фоне застоя в европейской авиации пилоты требуют повышения зарплаты.

TUI отправляется скупать Boeing’и

Рядом с такими новостями и рост цен на топливо «теряется», и конъюнктура выглядит благоприятной для фундаментального развития.

Его основы менеджмент TUI собирается закладывать в ближайшее время.

Во-первых, велика вероятность превращения опциона на 50 узкофюзеляжных самолётов Boeing 737 MAX в твёрдый заказ. В таком случае, общее число приобретённых MAX’ов достигнет 120-ти. Причём если текущий заказ состоит из 52 «стандартных» MAX 8 (в том числе пять уже поставлены) и 18 наиболее вместительных MAX 10, то в будущем пропорцию сдвинут в сторону длинной модификации.

Во-вторых, TUI даёт понять американскому производителю, что станет одним из первых заказчиков его малого широкофюзеляжного самолёта Boeing 797 — им нужно заменить стареющие 757 и 767.

В-третьих, — новинка пока не существует даже в детальном электронном описании — холдинг выйдет как покупатель на рынок подержанных широкофюзеляжных самолётов. Там его интересуют Boeing 787 Dreamliners, с помощью которых европейским туристам можно будет предложить конкурентоспособные пакеты в Кабо-Верде, Египет и ОАЭ.


Самый первый полученный Boeing 737 MAX 8 — в подразделении TUI Airlines Belgium


Под замену в ближайшие годы — 14 самолётов Boeing 757-200 (летают в британской «дочке» TUI Airways; на снимке) и шесть Boeing 767-300ER (четыре в TUI Airways, по одному в Бельгии и Нидерландах)

…и продолжает продавать Corsair

Наконец, во французском подразделении Corsair (SS) всё-таки проведут замену трёх совсем старых (26-летних) Boeing 747-400 на новые Airbus A330-900. Полученное при поглощении в 2000 году французского туроператора Nouvelles Frontières, за почти 20 лет оно так и не было интегрировано в основной бизнес.

Читайте также:  Iberia переходит из стагнации к росту на фоне стабильной прибыли

В 2015 году сорвались попытки продать Corsair канадской Air Transat (TS) и французской вест-индийской Air Caraïbes (TX), в 2017-м завершились ничем переговоры с инвесткомпанией Ротшильдов, теперь в фокусе немецкая Intro Aviation.


Очень старые — 26-летние — Boeing 747-422, возможно, придётся заменить до продажи Corsair, потому что покупать авиакомпанию никто не соглашается


В отличие от всех остальных компаний TUI Group, флот Corsair основан на широкофюзеляжных Airbus A330-200/-300, поэтому и обновлять его тоже придётся на свежие европейские модели. Наиболее удачным выбором будут Airbus A330-900