Самый большой куш года: Delta планирует обновление флота

Эд Бастиан (Ed Bastian), генеральный директор авиакомпании Delta, второго по величине (числу перевезённых в 2016 году пассажиров) в США и мире перевозчика, объявил, что выбор поставщика для обновления узкофюзеляжного флота будет сделан в течение ближайших 6… 12 месяцев.

Главная гонка Airbus и Boeing

Выступая на брифинге перед журналистами в штаб-квартире Delta в Атланте, Бастиан сказал, что авиакомпания находится в «активных дискуссиях» с Airbus и Boeing о значительном заказе.

Delta Air Lines (DL) — единственный крупный игрок авиационного рынка США, ещё не выбравший узкофюзеляжные самолёты следующего поколения. Теперь решение о том, какой именно производитель поставит свои машины перевозчику, считается самым большим и желанным контрактом в отрасли на несколько ближайших лет.

Мы не сделали выбор между MAX и neo. Это будет значительный заказ, потому что у нас много 757, A320 и MD-90 под списание.

Я думаю, оба этих самолёта — отличные продукты, и предстоит очень конкурентный процесс.

Размер приза

Речь идёт о подлежащих замене узкофюзеляжных самолётах трёх производителей (по состоянию на октябрь 2017 года):

  • 65 единиц Airbus A320 средним возрастом 22,4 года,
  • 113 единиц Boeing 757-200 средним возрастом 21,1 года и
  • 65 единиц McDonnell Douglas MD-90 возрастом 20,7 года.

Наиболее старую часть, 113 самолётов McDonnell Douglas MD-88, которым уже в среднем 27,4 года, компания заменит на машины, поставляемые по текущим заказам.


Парк Airbus A320-200 перевозчик получил после поглощения в 2008 году своего партнёра по альянсу Skyteam — авиакомпании из Миннеаполиса Northwest Airlines, которая была одним из ключевых клиентов европейского производителя в США. Теперь средний возраст этих самолётов превышает 22 года, что даёт совсем немного времени для его замены.
При этом до поглощения Delta никогда не использовала узкофюзеляжные Airbus.
Однако, видимо, эксплуатацией семейства в компании остались довольны, и разместили заказов суммарно на 112 Airbus A321ceo


Огромный парк Boeing 757-200 составлен в авиакомпании из машин, заказанных самостоятельно, к которым в 2008 году при поглощении Northwest Airlines добавились 40 единиц из её флота.
Эта очень популярная в конце XX века среди американских перевозчиков модель устарела морально: с Boeing 757 невозможно достичь современной скорости оборота в аэропортах. Поэтому производитель просто закрыл всю линейку, предлагая на замену самые длинные варианты семейства 737, уступающие и в дальности полёта, и в ёмкости пассажирского салона.
Сегодня ближе всего к желаемым для замены Boeing 757 показателям оказался Airbus со своей моделью A321neo: к примеру, American Airlines для обновления своего парка 757 выбрала именно его


Delta Air Lines была одним из ключевых клиентов McDonnell Douglas, и модель MD-90-30 разрабатывалась с учётом требований авиакомпании. И первые экземпляры новинки в 1995 году поступили именно в её парк. Теперь из 116 построенных машин MD-90-30 всего Delta эксплуатирует 65, но с учётом их возраста, перевалившего за 20 лет, в ближайшее время парку потребуется замена. Современный рынок имеет богатое предложение в этой нише: помимо рассматриваемых перевозчиком Airbus с его A320neo и Boeing с MAX 8, сюда выходят российский Irkut MC-21-300 и китайский COMAC C919

Читайте также:  Avolon предсказывает потребности Китая в 3200 новых самолётах к 2026 году

Осечка перед стартом

В американском авиационном сообществе существует убеждение, что Delta как клиент потеряна для Boeing — после громкого судебного разбирательства в американских судах с канадским производителем Bombardier, который был обвинён в демпинге при заключении контракта с перевозчиком на 75 машин CS100, доставшихся Delta по средней цене около 20 миллионов долларов США за штуку. В результате на продукцию из Канады были наложены компенсационный штраф и ввозная пошлина, их общая сумма составила 300%.

Авиакомпания подтверждала свой интерес к покупке, однако доплачивать отказывалась, полностью перекладывая проблемы на поставщика.

Вероятное решение вопроса появилось в понедельник, 16 октября: выведенный в отдельное общество проект CSeries был практически отдан Airbus, который способен собрать самолёты для американских пользователей (подразумевалась, в основном, Delta) на своих производственных мощностях в штате Алабама. Этим Bombardier выводит свой контракт с перевозчиком из-под удара судебных санкций, но и по сути лишается своей последней прорывной разработки.

  Airbus получил CSeries у Bombardier. Бесплатно


Рекламный макет Bombardier CS100 авиакомпании Delta Air Lines. До сделки между Bombardier и Airbus судьба контракта представлялась весьма туманной


Швейцарское предприятие Lufthansa Group, авиакомпания Swiss International Air Lines — первый пользователь Bombardier CSeries и пока единственный эксплуатант CS100

Деньги важнее эмоций

Эд Бастиан публично отверг идею о том, что MAX от Boeing заведомо проиграет neo от Airbus из-за войны принципов.

Он подтвердил, что «озадачен» позицией американского производителя, однако эмоциям не будет позволено влиять на решения, от которых зависит бизнес.

Нам нужен лучший продукт для обеспечения нашего будущего. У Boeing есть все шансы выиграть. Не забывайте, что Delta эксплуатирует второй по величине парк продукции Boeing в мире. И есть достаточно стимулов, чтобы поддерживать эти отношения.

Является ли подобная позиция отражением реальных настроений — или это лишь прикрытие для торга с Airbus?

Читайте также:  AirBridgeCargo отыграла все слоты в Амстердаме

Возможно ли вообще получить 243 (по числу подлежащих замене) самолёта в сжатые до трёх-пяти лет сроки — ведь у производителей есть и другие контракты, и сборочные линии не могут ускоряться бесконечно? Или авиакомпания разделит заказ между обоими поставщиками?

Delta обещает прояснить ситуацию не позже следующей осени.


Boeing уже получил предварительные заказы на 240 самолётов 737 MAX 10 (ещё не построено ни одного экземпляра) от 10 компаний, и есть вероятность, что Delta тоже весьма заинтересована в этом варианте — наряду с базовой MAX 8


Однако Airbus A321neo — настоящий фаворит рынка в нише больших узкофюзеляжных самолётов, поэтому позиции европейского производителя выглядят предпочтительнее.
Но популярность может оказаться недостатком: Delta требуются поставки огромного количества машин, и сможет ли Airbus предложить подходящий график, а потом его и соблюсти, ещё большой вопрос