Qatar Airways (QR) решила разорвать ранее заключённое соглашение с Pratt & Whitney на двигатели PW1100G и установить на весь свой флот Airbus A321neo силовые установки CFM International LEAP-1A.
При заключении контракта на поставку 34 самолётов Airbus A320neo и 16 A321neo в качестве силовых установок были выбраны редукторные PW1100G.
Через некоторое время заказ был модифицирован: все стандартные A320neo были заменены на увеличенные A321neo.
Наконец, 7 декабря 2017 года стало известно о смене поставщика двигателей.
Причём несколько самолётов уже построено — авиакомпания отказалась их принимать и отправила на ремоторизацию.
Airbus A320neo с двигателями Pratt & Whitney PW1100G.
Снимок во время первого полёта 25 сентября 2014 года, аэропорт Тулуза Бланьяк (TLS)
Airbus A321neo с двигателями CFM International LEAP-1A
Все карты против Pratt
Первичной причиной недовольства называют чрезмерно длительный период охлаждения двигателя после запуска. Pratt & Whitney вместе с Airbus устранили проблему, однако это привело к значительному числу ранних замен силовых установок.
Авиакомпания решила не дожидаться, когда пройдут все «трудности роста», а просто вместе с переключением на другую модификацию сменила поставщика моторов. Ни одна из вовлечённых сторон официально не комментировала процесс, однако администрация президента Франции Эммануэля Макрона (Emmanuel Macron) раскрыла информацию в отчётах для прессы о его недавнем визите в Катар.
CFM International — совместное предприятие с долями по 50% американской GE Aviation и французской Snecma.
Также известно, что Qatar Airways заключила соглашение на поставку 20 единиц Boeing 737 MAX 8. Этот контракт не значится в публичном списке продаж Boeing, поскольку, по всей видимости, сделка ещё не завершена. Сами же самолёты будут предназначены итальянской Meridiana (IG), в которой катарская авиакомпания владеет 49%-ной долей.
Здесь двигатели CFM LEAP-1 (версия -1B) являются единственным возможным вариантом.
Проблемы Pratt & Whitney добрались до airBaltic
Двигатель CFM International LEAP-1A в разрезе
Двигатель Pratt & Whitney PW1000G в разрезе
A321neo версии ACF
Согласно данным Airbus, поставки A321neo для Катарских авиалиний начнутся в 2019 году.
Перевозчик выбрал версию Airbus Cabin Flex (ACF), которая предусматривает замену полноценных дверей в середине фюзеляжа на аварийные выходы, что даёт возможность устанавливать в пассажирском салоне до 240 кресел. Кроме того, в ACF есть место для установки дополнительных топливных баков для увеличения дальности полёта.
Qatar Airways пока не раскрыли подробностей компоновки, однако известно, что узкофюзеляжный флот будет оборудован креслами двух классов, а общее их число будет гораздо меньше максимального лимита.
У CFM LEAP-1 найдено шелушение в кожухах
Сравнительные характеристики двигателей LEAP-1A/-1B и PW1100G
CFM LEAP-1A26 CFM LEAP-1A35 CFM LEAP-1B28 PW1127G PW1133G Применение Airbus A320-251N Airbus A321-251N Boeing 737 MAX 8 Boeing 737 MAX 9 Airbus A320-271N Airbus A321-271N Пассажиров, максимум 195 240 200 215 195 240 Дальность полёта: — максимальная 7 410 7595 8705 8705 7 500 7685 — с типичной нагрузкой 5 685 6000 6 510 7075 5 740 6055 — с макс. нагрузкой 4 260 4630 5 185 4630 4 260 4630 Макс. взлётная масса, кг 77000 93000 82 191 85 139 77000 93000 Макс. полезная нагрузка, кг 21000 28500 21500 23300 21000 28500 Ср. расход топлива, кг/час 2 150 2440 2170 2200 2100 2400 Макс. тяга, кН 120,64 143,05 130,41 130,41 120,43 147,28 Сухая масса, кг 3153,0 3153,0 2780,0 2780,0 2857,6 2857,6 Диаметр вентилятора, м 1,98 1,98 1,76 1,76 2,06 2,06 Число лопаток 18 18 18 18 20 20 Ступени компрессора 3-10 3-10 3-10 3-10 3-8 3-8 Камера сгорания двойная кольцевая двойная кольцевая двойная кольцевая двойная кольцевая двойная кольцевая двойная кольцевая Ступени турбины 2-7 2-7 2-5 2-5 2-3 2-3 Степень двухконтурности 11,0 11,0 9,0 9,0 12,5 12,5